//   Погода:
Новости

Музыка. Ты целый мир!

Увеличить картинкуУходящая зима сделала подарок. Случившимся я был растроган… и разозлен. Захотелось вновь покритиковать кое в чем наши управления культуры и образования. 25 февраля в Музее песни города давал концерт ансамбль баянистов и аккордеонистов, составленный из преподавателей Вязниковской школы искусств. Концерт из произведений классической музыки русских композиторов 2-й половины 19 века: Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского, А. Рубинштейна и др. Инструментальная музыка и классический романс. Исполнение — выше всех похвал. Это и растрогало! И стало обидно: нас, любителей классической музыки, в основном пенсионеров, было не более сорока человек… Я как-то в Сочи был на концерте известной пианистки Вирсаладзе. Она играла сонаты Бетховена в громадном концертном зале два часа для такой же кучки любителей. Мне было стыдно: великолепное исполнение для пустого зала! Это наша культура, скорее бескультурье! Залы «гремят» от беснующейся «попсы», а те, что для души, — пустуют.
На мой взгляд, все дело в воспитании людей и пропаганде музыки. О выступлении нашего великолепного оркестра я узнал случайно из статьи Л. И. Сырова, создателя и руководителя оркестра, в газете «Маяк». Случайно из разговора с одним из любителей романсов узнал и о начале концерта. Расклеенных афиш в городе не видел. Говорили ли о нем в школах, — сомневаюсь. Или сейчас в школах нет уроков музыки? Серьезной музыки? А ведь прошедший концерт нельзя сравнить ни с одним уроком пусть лучшего из педагогов! Концерт был наглядным уроком, к сожалению, нам пожилым людям, как надо понимать настоящую музыку! Л. И. Сыров сделал то, что несколько десятков лет назад делал на радио для страны профессор Аджемов — что можно услышать или увидеть в музыке, да, увидеть в инструментальной музыке, особенно русской классике! 1,4,5 симфонии П.И.Чайковского – это русская природа с необъяснимой любовной русской тоской. Вся русская музыка, практически программная, в отличие от зарубежной. За редким исключением — Григ, Сибелиус, Шопен, Дворжак… Недаром Грига любил Чайковский!
Сейчас мы начинаем забывать свои народные национальные корни в музыке. Даже музыку русский классиков современные дирижеры подделывают часто под ее исполнение зарубежными оркестрами. При открытии Дома музыки в Москве виртуозный оркестр В. Спивакова так сумел исполнить 4-ю симфонию Чайковского, что я ее еле узнал. Недавно появился диск ее в современной интерпретации — от симфонии, ее духа ничего не осталось. Взял диск только из-за «Серенады для струнного оркестра» Чайковского в классическом исполнении.
Раньше для уроков музыки в школах для разных классов выпускались серии грампластинок с записями классической музыки и вводилась система Кабалевского. Сейчас я не знаю, есть ли что подобное. Преподавая историю в школе, на уроках о культуре периода русской истории в свое время я использовал грамзаписи в плане научить слушать инструментальную музыку с вопросом: что вы ощущаете или видите в ней? Пытался комментировать, подсказывать, как то было на концерте данного оркестра: Л. И. Сыров перед исполнением вещи рассказывал о ее появлении и что можно в звуках услышать или увидеть. Воздействие потрясающее! Вещи, в основном мне знакомые, но в исполнении баянистов они прозвучали в новой окраске, ранее не слышимой.
Очень понравились вокалистки! Наш город – музыкальное явление. Это наше «Золотое достояние». Фатьяновские праздники сделали его таким. И я очень рад, что город не остановился только на песенном творчестве советских и современных композиторов-песенников, которые все больше отдаляются от народных корней. Но в городе появилась группа серьезных композиторов-песенников, пишущих музыку на стихи местных поэтов. В ГЦКиО «Спутник» не первый год собираются любители русского бытового (городского) романса, где выступают самодеятельные артисты. Недавно две встречи любителей русского романса провели и в Вязниковском краеведческом музее. Открывала этот цикл школа N 2 своим детским творческим коллективом. И очень удачно. Но меня тревожила одна вещь: почему на этих встречах звучит только городской или цыганский романс? Об этом я спросил исполнителя романсов В. Ф. Петрашко: почему не исполняется «классический» (условно) романс крупных русских композиторов, создавших музыкальную славу России? Ответ был прост: «исполнять их можем, но нужен подходящий аккомпанемент!» Но ведь в залах стоят фортепьяно, синтезаторы? К сожалению, все строится на энтузиазме самих любителей! Вот в чем оказывается причина: во внимании тех, от кого это зависит.
И было очень приятно, что на концерте в Музее песни можно было услышать классические вещи в должном исполнении и аккомпанементе! Спасибо за это директору Музея Л. В. Антоновой. Мне могут возразить: ну, опять панегирик, в очередной раз! В какой-то мере это и так. Но… Я, дилетант в музыке, не имею специального музыкального образования. До войны мальчиком учился играть на скрипке. Окончил на пятой позиции. Далее помешала война. При музшколе был детский оркестр скрипачей, мы даже однажды выступали на только что начавшим трансляции телевидения. Мы играли, а хор девочек музшколы пел песню половецких девушек из оперы Бородина «Князь Игорь»- то, что исполнял на этом нынешнем концерте оркестр народных инструментов нашей школы искусств! Песня «Улетай на крыльях ветра…» звучала не хоровым ликованием, призывом, а песней-напоминанием… Мои дети окончили Вязниковскую музшколу и учились вместе с участниками концерта и директором школы; музыкантами не стали, но полюбили классическую музыку и имеют приличнее фонотеки симфоний, инструментальной музыки. Это же передается и их детям. Своим детям и себе я заказал на городском ТВ диски с этим чудесным февральским концертом. И это бы могли подарком сделать для школ наши департаменты культуры и образования. Как и школа искусств, они могут разрабатывать для общеобразовательных школ цикл концертов классической музыки. Подумайте!
Л. АНОСОВ.
Источник: МАЯК №26 от 30 марта 2006 года.

Поделиться новостью

Добавить комментарий