//   Погода:

  Самые первые перевозки пассажиров по городу осуществляли частные легковые извозчики, появились они здесь в 70-е гг. ХIХв., а к концу века их в Вязниках было уже около 20. За несколько лет до 1917г. Товариществом Демидова для перевозок пассажиров (в основном, рабочих) между городом и Ярцевской фабрикой был введён парный дилижанс. По воспоминаниям вязниковского краеведа С.И. Змеёва, проезд стоил 5 копеек с пассажира. Расходы по содержанию дилижанса не оправдывались, и убытки принимало на себя Товарищество Демидова.
В 20-е гг. ХХ в. задачу перевозки вязниковцев также выполняли частные легковые извозчики, но в начале 30-х гг. ХХ века в Вязниках появился и общественный транспорт. В 1931г. Вязниковское добровольное пожарное общество открыло лёгкое конное сообщение по маршруту Вязники — железнодорожная станция. А в сентябре этого же года в городе было открыто автопассажирское движение между железнодорожным вокзалом и центром города, где на Базарной площади располагалась автобудка. К концу 30-х гг. появился ещё один маршрут, связавший центр города и Ярцево.
Автобусное движение по городу стало особенно активно развиваться с 50-х гг. Вот что писала вязниковская газета "Сталинское знамя" в 1953 году: "Автопарк нашего города пополнился четырьмя новыми комфортабельными автобусами ЗИС-155. Вмещаемость каждого 50 — 60 мест. Новые автобусы дают возможность увеличить перевозки пассажиров и более чем в два раза сократить время маршрутного пробега"; "В настоящее время для обслуживания населения предоставлено одиннадцать автобусов и восемь легковых автомашин. Автобусы курсируют по маршрутам: Заготзерно — станция Вязники, центр города — посёлок Ярцево"
В 60 — 70-е гг. ХХ в. в Вязниках появились новые автобусные маршруты, среди них — № 2 и № 3.
В 90-е гг. XX в. в Вязниках работало уже несколько автобусных маршрутов: №1 («Ж/д вокзал» — «Автовокзал»), №2 («Текмаш» — «Толмачево»), №3 («Центр» — «Ненашево»), №4 («Центр» — «Колония»), №5 («Ефимьево» — «Центр»), №8 («Центр» — «Текмаш»). В последние годы, в связи с развитием частных перевозок, количество маршрутов возросло, а сами они несколько изменились. Последние серьезные изменения в маршруты городских автобусов были внесены по согласованию местных властей с частными перевозчиками 25 декабря 2006 года. Маршруты №7 и №9 — отменены. Автобусы, которые следовали по этим направлениям, стали ходить по вновь созданному первому городскому маршруту, он был продлен до остановки "Железнодорожный вокзал".
 
Маршрут №1

Увеличить картинкуНачнем с самого протяженного – это автобусный маршрут «Ж/д вокзал» — «Ефимьево». Маршрут появился в последние годы. Когда-то по нему курсировал автобус №7 и частично автобусы №1 и №9, сейчас этот маршрут носит название "первый городской".
1. Маршрут начинается с остановки «Ж/д вокзал» («Железнодорожный вокзал»). Остановка находится на Привокзальной площади поселка Ново-вязники и получила своё название по расположенному рядом железнодорожному вокзалу станции «Вязники». Эта железнодорожная станция появилась с момента строительства железной дороги «Москва – Нижний Новгород», движение по которой было открыто в 1862 г. Здание вокзала – постройка второй половины XIX века, строилось оно вязниковцем М.И. Сизяковым.
Многие гости нашего города удивляются, почему вокзал расположен так далеко от Вязников. В этом отношении хотелось бы привести историю, связанную со строительством железной дороги. Рассказывают, что по первоначальному проекту железнодорожная линия должна была пройти по окраине Вязников. Здание вокзала проектировали построить в самом городе, на Новой линии, за Механической улицей. Но, для того, чтобы железная дорога прошла у самого города, инженеры-строители, ведшие прокладку железной дороги «Москва — Нижний Новгород», спросили с вязниковских предпринимателей сумму в 10 тысяч рублей. Фабриканты не смогли сговориться между собой о размерах доли каждого и в результате дорогу «упустили». Возможно, это легенда, но, так или иначе, железная дорога прошла в 6 верстах от города.
2. Следующая остановка маршрута носит необычное и непонятное, с первого взгляда, название – «Веревочная». А произошло оно от фабрики, располагавшейся по соседству и выпускавшей верёвку и бечеву.
3. Название остановки «Сельхозтехника» (второе название «Механизаторов») появилось в 50-е года XX века и было связано с размещением здесь сельскохозяйственной техники Вязниковской машинно-тракторной станции. Иногда остановку называют "РТС" (ремонтно-техническая станция).
4. Остановка "Свистихино" получило своё название по одноимённой деревне, на территории которой останавливаются автобусы. Существует предание о происхождении названия этого населённого пункта. Будто бы во второй половине XIX века, после строительства железной дороги, близ деревни действовала банда разбойников, грабивших вязниковских купцов, возвращавшихся с товаром и выручкой в город. О приближении очередной жертвы они предупреждали друг друга свистом.
Есть и другое объяснение названия деревни, связанное со звуками паровозных гудков, доносившихся сюда с железной дороги. Но, наверное, более правильно было бы объяснять происхождение названия деревни с протекавшей рядом речкой Свистишей.
5. Остановка "Шоссе" получила своё название от проходящей рядом автомобильной трассы "Москва — Нижний Новгород" (" Москва — Уфа"), в просторечье называемом "Пекинка".
6. Название остановки "Совхоз" связано с существовавшим здесь в 60 — 80-е гг. ХХ века совхозом "Вперёд", в настоящее время преобразованном в СПК "Ярополье".
7. Остановка "ДРСУ" названа так по располагающемуся рядом учреждению — Вязниковскому дорожно-ремонтному строительному управлению.
8. Остановка "Толмачёво" ("Поворот" ). Название происходит от наименования старинной деревни "Толмачёво", располагавшейся когда-то на месте современного городского района "Толмачёво". Второе широко распространённое название остановки — "Поворот" — связано с характером автобусного маршрута. В этой части дорога делает резкий поворот на юг, к железнодорожному вокзалу.
9. Название остановки "Трансформаторная" ("Третья") связано с расположенной рядом электрической трансформаторной будкой, сложенной из красного кирпича и долгое время служившей в этой части дороги основным ориентиром. Среди вязниковцев часто используется и другое название остановки, не совсем понятное гостям города — "Третья". Название объясняется тем, что эта остановка — третья по счёту от центра города по направлению к железнодорожному вокзалу.
10. Остановка "Ветлечебница" ("Ветеринарная") получила такое название от расположенной по близости ветеринарной лечебницы. Сама ветеринарная больница находится на улице Ветеринарной. Широко используется и ещё одно название остановки — "Вторая". Это название возникло по аналогии с "Третьей" остановкой.
11. Появление названия следующей остановки — "Народная больница" или просто "Народная"— связано с размещающимся поблизости зданием больницы. Оно было построено в 1903 — 1906 гг. Здесь располагалась земская больница, где лечили представителей разных сословий, в том числе крестьян и мещан. После 1917 года за больницей закрепилось название "Народная".
12. Остановка "Центр" названа так по наименованию городского района. Как уже отмечалось выше, именно отсюда начинались первые автобусные маршруты.
13. Следующая остановка носит несколько названий. Чаще всего вязниковцы употребляют название "Детский мир", связанное с наименованием магазина детских товаров, располагавшимся в здании близ остановки. Но есть и ещё одно название, употребляемое старожилами — "Швейная". Это название связано с размещавшимся недалеко от остановки в 30 — 50-е годы ХХ века зданием швейной артели "Октябрь".
14. Остановка "Юность" обязана своим названием открытому в начале 70-х гг. ХХ века в одном из близлежащих зданий кафе "Юность" (в настоящее время — торговый дом "Юность"). Иногда остановку именуют "Дом культуры" — по названию построенного в 1967 г. Дома культуры им. 50-летия Октября (сейчас — городской центр культуры и отдыха "Спутник").
15. Следующая автобусная остановка имеет также несколько названий. Одно из них — "Леспромхоз", полученное от одноимённого учреждения, расположенного рядом. Второе название — "Спорттовары" — появилось от названия магазина, расположенного по соседству (в настоящее время — торговый дом "Виртуоз").
16. Остановка "Автохозяйство" (ПАТП) названа так по расположенному рядом учреждению. Встречается и другое название остановки — "СЭС", связанное с расположенной рядом станцией санитарно-эпидемиологической службы.
17. Остановка "Автовокзал" ("Автостанция") названа так по построенному ещё в 60-е гг. ХХ века Вязниковскому
автовокзалу.
18. Автобусная остановка "ТЭП" получила такое название по расположенному рядом Вязниковскому транспортно-эксплуатационному предприятию.
19. Остановка "ЗОА" ("ОСВАР") называется так по наименованию крупнейшего промышленного предприятия города, построенного в начале 70-х гг. ХХ века — завода автотракторной осветительной арматуры (сейчас — ОАО "ОСВАР").
20. Следующая остановка называется "Дечинская". Такое название она получила по микрорайону "Дечинский". Сам микрорайон назван так в честь северо-чешского города Дечин, в 70 — 80-е г. ХХ века — города-побратима Вязников.
21. Предпоследняя остановка автобусного маршрута получила название "Питомник". Оно связано с располагавшимся недалеко от остановки питомником плодово-декоративных растений, прекратившим в настоящее время своё существование.
22. Последняя остановка называется "Ефимьево" по наименованию городского микрорайона. Название происходит от деревни Ефимьево, в настоящее время вошедшей в черту города.
 
Маршрут №2

 

Увеличить картинкуАвтобусный маршрут "Текмаш" — "Толмачёво" существует довольно долгое время. Ранее он был несколько короче, чем сейчас — начинаясь на "Текмаше", он заканчивался на городской площади. По маршруту курсирует автобус № 2.

1. Маршрут начинается с остановки "Завод "Текмашдеталь" ("Текмаш"). Остановка находится в восточной части городского микрорайона "Текмаш" Название остановки связано с предприятием, расположенным в микрорайоне — заводом "Текмашдеталь", выпускавшим детали для текстильных машин. История возникновения завода связана с Великой Отечественной войной: предприятие было организовано на базе механической мастерской фабрики им. К. Либкнехта для выпуска осколочных корпусов ручных гранат и стаканов для зенитных снарядов. Организация механического завода (такое название получило предприятие) началось в сентябре 1941г., уже в середине 1942г. завод начал выпускать продукцию для фронта.

2. Следующая остановка маршрута получила название "Школа № 4", что связано с расположенной рядом средней школой № 4. Часто используется и другое наименование остановки — "Морская школа", по названию близлежащего здания бывшей школы ДОСААФ.

3. Название остановки "Ярцево" связано с одноимённым городским районом, расположенным в северо-западной части Вязников. До революции 1917г. это было село Ярцево, до включения в 1930г. в городскую черту — рабочий посёлок "Ярцево".

4. Остановка "Улица Свердлова" названа по улице, носящей имя Я.М.Свердлова (1885 — 1919гг.) — революционера, советского государственного и партийного деятеля, после Октября 1917г. — председателя ВЦИК, председателя комиссии по выработке первой Конституции РСФСР.

5. Появление названия следующей остановки маршрута — "Прядильный цех" объясняется тем, что рядом с остановкой располагается прядильный цех Вязниковского льнокомбината, в 20 — 60-е гг. ХХ века — льнопрядильной фабрики "Красное знамя". Отсюда второе, более старое название остановки — "Красное знамя". Предприятие было основано ещё в 1909г. и до революции носило название "Товарищество Петринской льняной мануфактуры".

6. Остановка "Льнокомбинат" получила название от расположенного по близости крупнейшего текстильного предприятия края — ОАО "Вязниковский льнокомбинат". История льнокомбината уходит в 20-е годы ХХ в., когда в 1926 — 1929гг. было построено здание фабрики "Свободный Пролетарий", в 60-е гг. переименованной в "Вязниковский льнокомбинат".

7 — 12. Следующие остановки автобусного маршрута № 2 — "Детский мир", "Центр", "Народная больница", "Ветлечебница", "Трансформаторная", "Толмачёво" — совпадают с остановками маршрута № 1.

 

Маршрут №3

 

Увеличить картинкуАвтобусный маршрут "Толмачёво — Ненашево" ранее назывался "Центр — Ненашево". В настоящее время по нему курсирует автобус № 3. Остановки с 1 по 6 (" Толмачёво", "Трансформаторная", "Ветлечебница", "Народная больница", "Центр" и "Детский мир") совпадают с остановками маршрута №
1 и были описаны выше.

7. Остановка "Магазин № 26" получила такое название от близлежащего продуктового магазина, расположенного на первом этаже кирпичного здания начала 60-х гг. ХХ века. Сейчас — торговый дом "Славянский".

8. Следующая остановка получила название "Поликлиника" по расположенному рядом медицинскому учреждению. Поликлиника была построена в 70-е гг. ХХ века.

9. Появление названия остановки "Улица Некрасова" связано с одноимённой улицей, на которой останавливается автобус. Улица названа в честь Н.А. Некрасова (1821-1877/78гг.) — русского поэта-демократа.

10. Остановка «Улица Мочалова» получила своё название по улице, названной в честь М.И. Мочалова — Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, уроженца Вязников. На улице сохраняется дом, где родился вязниковец-герой.

11. Остановка «Улица Южная» названа по одноимённой улице. Наименование улицы подчёркивает её месторасположение.

12. Следующая остановка получила название «Школа № 10», что связано с расположенной рядом школой. Школа была построена в 1939г. и долгое время (до расформирования в 1982г.) носила имя С.М.Кирова. Среди вязниковцев до сих пор используется название «Кировская школа».

13. Остановка «Улица Прядильная» получила название по одноимённой улице. Наименование улицы указывает на развитое в прошлом в Вязниках льнопрядильное производство.

14. Следующая остановка называется «Ненашево» по наименованию улицы и района, через который она проходит. Происхождение топонима связано с бывшей деревней Ненашево.

15. Название остановки «Улица Вишнёвая» связано с улицей, проходящей рядом с остановкой.

16. Остановка «Аптека» получило название по аптеке № 37, расположенной на углу улиц Л. Толстого и 1 Мая. Аптека располагается в отдельном двухэтажном здании, построенном в 80-е гг. ХХ века.

Автобусный маршрут № 3 несколько изменился в последние годы. Ранее после остановки «Аптека» он проходил далее по улице 1 Мая, теперь с улицы 1 Мая выходит на ул. Л. Толстого, Стахановскую и, затем, на ул. Ленина.

17. Остановка «Школа №. 9» получила такое название по средней школе № 9 — самой молодой школе города. Она была основана в 1982г. и носила имя «60-летия образования СССР».

18 — 19. Остановки «Леспромхоз» («Спорттовары») и «Юность», совпадают с остановками маршрута № 1, описанными выше.

 

Маршрут № 4

 

До 2005г. этот маршрут был намного короче, начинаясь от остановки «Толмачёво».

Остановки №№ 1 — 18 («Железнодорожный вокзал», «Верёвочная», «Сельхозтехника», «Свистихино», «Шоссе», «Совхоз», «ДРСУ», «Толмачёво», «Трансформаторная», «Ветлечебница», «Народная больница», «Центр», «Детский мир», «Юность», «Леспромхоз», «Автохозяйство», «Автовокзал», «ТЭП») совпадают с остановками маршрута № 1, описанными выше.

19. Остановка «Консервный завод» получила такое название по предприятию, расположенному поблизости.

20. Остановка «Колония» получила такое название по расположенному поблизости исправительному учреждению ОД- 1/4, в просторечье — «колонии».

 

Маршрут №8

 

Увеличить картинкуПожалуй, единственный городской маршрут, движение по которому с самого начала частных перевозок осуществлялось строго по расписанию.

Остановки № 1 — 6 («Центр», «Детский мир», «Юность», «Леспромхоз», «Автохозяйство», «Автовокзал») совпадают с остановками маршрута № 1.

7. Остановка «Поповка» получила своё название по городскому району.

8. Появление названия остановки «Улица Калинина» связано с одноимённой улицей. Улица названа в честь М.И. Калинина — советского государственного и партийного деятеля. Автобусные остановки №№ 9 — 10 («Школа № 4», «Завод «Текмашдеталь») совпадают с остановками маршрута № 2 и были описаны выше.

 

Расписание автобуса №8

Расписание автобуса №8

Текмаш Центр
I II III IV I II III IV
6:20 7:20 6:45 7:00 6:45 7:45 7:10 7:25
7:10 8:10 7:35 7:50 7:35 8:35 8:00 8:15
8:00 9:00 8:25 8:40 8:25 9:25 8:50 9:05
8:50 9:50 9:15 9:30 9:15 10:15 9:40 9:55
9:40 10:40 10:05 10:25 10:05 11:05 10:30 10:45
10:30 11:30 10:55 11:10 10:55 12:45 11:20 11:35
11:20 13:10 11:45 12:00 11:45 13:35 12:10 12:25
12:10 14:00 12:35 12:50 13:25 14:25 13:00 14:05
13:50 14:50 13:25 13:40 14:15 15:15 14:40 14:55
14:40 15:40 15:05 14:30 15:05 16:05 15:30 15:45
15:30 16:30 15:55 15:20 15:55 16:55 16:20 16:35
16:20 17:25 16:45 16:10 16:45 17:45 17:10 17:25
17:10 18:10 17:35 17:00 17:30 18:35 18:00 18:15
18:00 19:00 18:25 17:50 18:25   18:50  
19:40   19:15 18:40 19:15   19:40  
20:30   20:05   20:05   20:30  
21:20   20:55   20:55   21:20  
    21:45          

Перерывы на обед

12:35 11:55 13:50 13:15
13:25 12:45 14:40 14:05

Поделиться