//   Погода:

Собор новомучеников и исповедников Российских
ХХ века

Гонения на РПЦ начались сразу же после октябрьского пере ворота.
Придя к власти и понимая значение Церкви в государстве, ее
влияние на верующих, большевики в первую очередь наносят удар по
Церкви, духовным устоям народа. Объявив свой главный лозунг —
«Религия-опиум для народа» они начинают действия.
20.01.1818г. «Известия» публикуют «Декрет об отделении церкви от
государства и школы от церкви».13 ноября (31 октября по ст.ст.)
в Царском селе красноармейцами во время крестного хода и молебна
об умиротворении Родины зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров.
19 января 1918года престарелый настоятель церкви святых
страстотерпцев Бориса и Глеба в Санкт-Петербурге Петр Скипетров
обращается к насильникам с просьбой не осквернять святыни. В
ответ прозвучали выстрелы, и он был смертельно ранен.7.февраля
1918года убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский)
17 июля 1918 года этот список пополняется именами членов царской
семьи. Узнав о казни царской семьи, Патриарх Тихон произнес: —
«На днях совершено ужасное дело-расстрелян бывший государь
Николай Александрович. И высшее правительство одобряет это, и
признало законным. Но наша христианская совесть не может
согласиться с этим. Мы должны осудить это. Иначе кровь
расстрелянных падет и на нас, а не только на тех, кто совершил
это».1918 год отмечен в истории РПЦ как год расстрелов
многочисленных крестных ходов. Столкновения происходили в Нижнем
Новгороде, Саратове, Вятке, Владимире. В Туле во время расстрела
крестного хода был ранен епископ Корнилий (Соболев) будущий
архиепископ Вязниковский.
Серьезным потрясением для Церкви стало повсеместное вскрытие
мощей. За 1919-1920г.г. было произведено 68 публичных
осквернений мощей святых угодников Божиих.
Следующий этап-изъятие под видом борьбы с голодом, церковных
ценностей. И снова льется кровь верующих, выступивших против. По
некоторым сведениям было изъято ценностей на сумму более 48
миллиардов в золотых рублях, но голод в России не прекратился.
С 1923года начинается следующий этап гонений, направленный на
раскол Церкви, частично это удается.
Обнародование в 1927 году Декларации митрополита Сергия (Страгородского)
положило начало следующему этапу.8 апреля 1929 года ВЦИК и СНК
РСФСР принимают закон «О религиозных объединениях». Создается
Союз воинствующих безбожников, на втором его съезде принимается
решение о том, что следующая пятилетка будет проведена как
«безбожная». Полагалось, что к 1 мая 1937 года имя Бога должно
будет забыто на всей территории СССР. Вопреки этому перепись
населения 1937 года показала, что люди не потеряли веру в Бога.
Более половины опрошенных показали себя верующими.
Работа против уничтожения Церкви потерпела крах. После этого
было заявлено: «религиозные организации — единственно легальные
реакционные вражеские организации в стране». Этим церковь была
объявлена объектом прямого преследования.
1937 год — год нового, самого жестокого гонения на РПЦ. Было
закрыто 8тысяч храмов, ликвидировано 60 епархий и викариатств,
расстреляно 60 архиереев. Всего за годы советской власти
пострадало свыше 300 архиереев, 250 из них были казнены или
погибли в заключении. К концу 1919года из
360000священнослужи-телей РПЦ в живых осталось 40000
священников. После изъятия ценностей было расстреляно белого
духовенства 2691, монахов 1962, монахинь и послушниц-3447.Без
суда погибло не менее 15000 белого и черного духовенства. В
последующие годы эти цифры пополнятся, особенно в 1937году.
Россия во главе со своим Патриархом вступила на свою Голгофу. В
очень короткий период Русская Православная Церковь пополнила
Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и
исповедников.
По решению Поместного собора 1917-18г.г. об открытии в каждой
епархии викариатств, в Вязниковском уезде открывают в 1918г.
единоверческое викариатство в слободе Мстера и в1920 году в
Вязниках.
Епископы Мстерские: еп. Амвросий (Сосоновцев)1918-1926г.г. В
1926году сослан в Туркестан, по возвращении из ссылки в 1928
году скончался.
Еп. Иов (Рогожин) 1927-1930г.г. сослан в Северный край, 20.04
1933г. скончался в заключении.

Вязниковское викариатство
1921-1926г.архиеп. Корнилий Соболев 16 апреля 1933г. убит в
ссылке.
1926-1927г.еп. Василий Преображенский умер в заключении 13
августа 1945г.
05.1927-09.1927г. еп. Нифонт Фомин арестован в 1928г.,дальнейшая
судьба неизвестна.
09.1927-04.1928г. еп. Николай Никольский вернувшись из ссылки,
умер 4мая 1928г., похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
26.06.1928-14.12.1928г. еп. Герман Ряшенцев15 сентября 1937г.
расстрелян в Сыктывкаре.

За годы репрессий в Вязниках было репрессировано более 70
священнослужителей, монашествующих и мирян.
Вязниковский синодик насчитывает 56 человек погибших за веру.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
13-16 августа 2000года и последующих Соборах было прославлено
более 1118 святых новомучеников и исповедников Российских.

Канонизированные новомученики и исповедники земли Владимирской:
Сщмч. Николай (Добронравов) архиеп. Владимирский и Суздальский
Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский
Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский.
Сщмч. прот. Иоанн Бороздин-уроженец слободы Мстера.
Сщисп. прот. Петр (Чельцов)
Сщмч. Герман (Ряшенцев) еп. Вязниковский.
Сщмч. прот. Константин Твердислов

Память им совершается 25 января/ 7 февраля, если этот день
совпадает с воскресением, или в следующий за сим воскресный день
и в день их гибели.
Невозможно исчислить всех новомучеников Церкви Российской ХХ
века, но должно помнить имена и подвиг тех отцов, братьев и
сестер наших, которые родились и жили на той же земле, где
теперь живем мы, их потомки и наследники Веры Православной.
Вспомним о них. Вечная им память!
Ю.ВАСИЩЕВ.
 

Увеличить картинку
Священномученик Николай архиепископ Владимирский и
Суздальский

13-16 августа 2000года в Москве состоялся юбилейный Архиерейский
Собор Русской Православной Церкви, который своим определением
прославил новомучеников и исповедников ХХ века. Терпя великие
скорби, они стали светильниками веры для людей, соприкасавшихся
с ними. Они во всем явили себя как служители Божии в бедствиях,
нуждах, под ударами, в темницах, в изгнании. Главой сонма
российских новомучеников за веру Христову явился Святой Патриарх
Тихон, в него вошли от Владимирской епархии епископ Ковровский
Афанасий (Сахаров) и протоиерей Петр Чельцов, а от Московской
епархии архиепископ Владимирский и Суздальский Николай.
 
Добронравов Николай Павлович родился в селе Игнатовка
Дмитровского уезда Московской губернии 21 ноября 1861 года в
семье священника. Учился в Московской духовной Семинарии,
которую закончил в 1881 году, в этом же году поступил в
Московскую духовную Академию, закончил ее в 1885 году со
степенью кандидата богословия. Свою службу начинает в 1885 году
в Вифанской духовной Семинарии преподавателем богословия. Здесь
он пишет диссертацию на тему «Книга пророка Иоиля», за которую
удостоен степени магистра богословия. В 1889 году в сане иерея
он служит в г. Перми в кафедральном соборе, через год его
переводят в Москву, где он служит в Александровском военном
училище в должности законоучителя. В 1891 году он рукоположен в
протоиерея, место служения — церковь мя. Никиты на Кузнецкой
улице. Николай Павлович к 1917 году — автор многих статей по
богословию и церковным вопросам. В 1917 году он член
Предсоборного Совета, с 15 августа 1917 г. и по 1918 г . — член
Священного Собора РПЦ. Яростно выступал против восстановления
патриаршества. Однако по избрании Святейшего Патриарха Тихона
стал его искренним и горячим сторонником, был чрезвычайно ему
предан. В 1918 году он настоятель
Всехсвятской церкви на Варварской площади. В этом же году он
овдовел.19 августа 1918 года Николая Петровича арестовывают в
первый раз. Он приведен комиссаром ВЧК якобы для получения
распоряжения в проведении обыска в церкви, но вместо этого был
обыскан и арестован, обвинения ему предъявлено не было, заключен
в Бутырскую тюрьму, мужской одиночный корпус, камера
78.Заключение продолжалось до 11 апреля 1919 года, в этот день
он был освобожден.
31 июля 1921 года Николай Павлович хиротонисан в епископа,
должность — епископ Звенигородский, викарий Московской епархии.
В 1922 году второй арест и высылка на один год. В 1923 году
хиротонисан в архиепископа, место служения — Владимирская
епархия, сан — архиепископ, должность — архиепископ Владимирский
и Суздальский.
Архиепископ Николай вел строго аскетический образ жизни, молился
целыми ночами. В отношении с людьми был необычайно прост,
внимателен и любвеобилен. Борясь с живоцерковниками и проводя
важные церковные реформы, твердо и непоколебимо стоял у кормила
Церкви. Им проведена реформа реорганизации прихода, в которой
указывалась необходимость введения в приходе
благотворительности, даровых исполнений необходимых треб за счет
прихода.
30 ноября 1925 года третий арест, архиепископа Николая
арестовывает некий Горбулов по адресу Старо-Толмачевский
переулок, дом 12/14, это церковный дом, где архиепископ временно
проживал по церковным делам. Вместе с ним арестованы епископы
Амвросий (Полянский), Гурий ( Степанов), Иосаф ( Удалов),
Пахомий( Кедров), Дамаскин (Дедрик).К этому времени в тюрьмах и
ссылках находилось более 66 архиереев — почти половина
российского епископата.
Арестованный содержался во внутренней тюрьме на Лубянке.
Архиепископ Николай осужден на три года ссылки в Туруханский
край, начало ссылки — июнь 1926 г., окончание — апрель 1929г.,
после чего высылка на поселение в бывшую Вологодскую губернию.
Вот как вспоминает Н.А.Белина об архиепископе Николае: в 1928-29
году во Владимире был проездом Высокопреосвященный Николай
(Добронравов), я помню его служение в Боголюбском храме третьего
декабря. Он с таким благоговением совершал Божественную
Литургию, что у всех было приподнятое настроение. В своей
проповеди он выразил радость по поводу сегодняшнего служения,
где он поклонялся древнейшей русской святыне-образу Боголюбивой
Божией Матери (1158г.). Он говорил, как во время скорбей его
невольного странничества ему помогала Царица Небесная, посылая
ему добрых людей, а однажды исцелила его от болезни глаз. Он
выразил радость и благодарность собравшемуся народу и сказал со
смирением: «А молитва одного меня недостойного еще ничего не
значит». После этого он был во Владимире, посетил скорбящую
Матрону Андреевну Сахарову и старался ободрить ее такими
словами: «Мы еще с Владыкой послужим».
В четвертый раз архиепископа Николая арестовали 27 октября 1937
года, в это время он проживал в Москве по адресу:2-й
Зачатьевский переулок, дом 15, кв.2. 7 декабря 1937 года тройкой
НКВД по Московской области он осужден по обвинению:
контрреволюционная агитация, участие в нелегальной
контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ.
Приговор — высшая мера наказания — расстрел. 10 декабря 1937
года в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
74-летний архиепископ Николай был расстрелян в Бутово, захоронен
в одном из рвов Бутовского полигона. Реабилитирован архиепископ
Николай 30 июня 1989года по репрессии 1937года.
Определением юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 13-16 августа
2000года архиепископ Николай включен в Собор новомучеников и
исповедников Российских ХХ века для общецерковного почитания в
лике святых. День памяти его 27 ноября.
Будем помнить обо всех пострадавших в годину гонений за веру
Христову. Вечная им память!
Увеличить картинку
Священномученик протоиерей Константин Твердислов
Время день за днем неумолимо отодвигает от нас события 20-30 –
годов ушедшего столетия. Все меньше и меньше остается живых
очевидцев событий того времени. Скупые строчки архивных
документов, редкие, чудом сохранившиеся, пожелтевшие от времени
фотографии и письма, воспоминания родственников – вот все, чем
сейчас обладаем.
Продолжая повествование о вязниковских священнослужителях,
погибших в годы гонений на Русскую Православную Церковь, я
расскажу сегодня об одном из священников Вязниковского
Казанского собора, неоднократно репрессированном, отдавшем свою
жизнь, но оставшимся твердым в своей Вере. Это…
 
Константин Николаевич Твердислов родился в 1881 году в
Гороховце в семье священника. Он пошел по стопам отца, посвятив
свою жизнь Богу и Русской Православной Церкви. В 1902 году он
заканчивает Владимирскую духовную семинарию и получает
назначение в город Юрьев-Польский, он прослужит здесь 12 лет,
преподавая Закон Божий в городской женской гимназии, здесь
родятся три его дочери – Маргарита, Ирина и Татьяна.
В 1916 году он поступает в Московскую духовную Академию. Перед
отъездом благодарные ученицы и их родители преподносят ему два
благодарственных адреса, в которых с большой теплотой отзываются
о его работе, выражают сожаление о его отъезде и желают ему
успеха в его дальнейшей службе. Семья переезжает в Сергиев
Посад.
В духовной академии Константин Николаевич знакомится с
Дубровиным Дмитрием Ивановичем. Это знакомство, как станет
известно потом, продлится до их смертного часа. Академию
Константин Николаевич не закончит, так как ее закроют в 1918
году. Он получает назначение в Вязники, в Казанский собор, и
прослужит в нем до его закрытия в 1929 году.
За это время вязниковскую кафедру возглавляли епископы Василий,
Корнилий, Николай. Последним вязниковским епископом был Герман
(Николай Ряшенцев ). 14 декабря 1928 года епископа Германа,
настоятеля Казанского собора Вознесенского Александра Ивановича,
ключаря собора протоиерея Орфанова Ивана Федоровича, священника
собора Онохриенко Ипатия Ефремовича арестуют. Обвинение –
контрреволюционная пропаганда. Константина Николаевича арестуют
последним. 17 мая 1929 года вместе с остальными он будет осужден
по ст. 58-10 УК РСФСР тройкой ОГПУ на три года ссылки в Сибирь.
Ссылку он будет проходить в Нарымском крае, в селении Парабель,
расположенном на берегу одноименной речки, впадающей в р. Обь.
Полнейшее бездорожье и болота, единственный путь — водный, по
реке Обь. Из Парабели он пришлет любительскую фотографию,
датированную 27 февраля 1931 года, на ней сделана надпись: «
Передний уголок моей квартирки, перед которым я молюсь и за Вас
пожеланием всего, всего доброго, а главное Божьего
благословения. К.Т.».
В 1932 году заканчивается срок его ссылки, но по решению ОГПУ
его лишают права проживания в 12 городах СССР и прикрепляют на
четыре года к определенному месту жительства. Таким местом
станет Тамбов. Его семья все это время живет в городе Муроме,
сначала у родителей его жены, затем снимает квартиру. В 1934
году наказание досрочно снимают, и Константин Николаевич
возвращается к семье. Он принимает решение вернуться в Вязники.
По приезде сюда он служит во Введенской церкви.
Грядет 1937 год. В мае Константин Николаевич получит письмо из
Тамбова от Рубиновой Марии Фортунатовны, в нем она сообщает ему
об аресте священнослужителей, с которыми он познакомился по
тамбовской ссылке. Письмо это впоследствии сыграет в его судьбе
роковую роль и будет предъявлено ему одним из пунктов обвинения.
17 августа 1937 года Константина Николаевича арестуют. На
допросе на вопрос следователя, признает ли он себя виновным в
том, что состоял в контрреволюционной группе церковников и вел
контрреволюционную деятельность, он твердо ответит: « Виновным
себя не признаю». И в дальнейшем будет твердо отрицать все
обвинения, не назвав ни одного имени, ни одной фамилии.
27 сентября 1937 года тройкой УНКВД по Ивановской промобласти по
ст. 58-10 УК РСФСР Константин Николаевич будет приговорен к
высшей мере наказания. 1 октября 1937 года Константин
Николаевич, Дмитрий Дубровин и еще несколько вязниковских
священников, проходящих по этому делу, будут расстреляны в
городе Иваново. Место захоронения их не установлено, возможно,
это Балинское кладбище. Реабилитирован Константин Николаевич по
репрессии 1937 года 23 ноября 1957 года, по репрессии 1929 года
12 мая 1990 года решением Владимирской областной прокуратуры.
После ареста Константина Николаевича его жена Елена Николаевна
некоторое время жила в Вязниках, затем уехала, а Подмосковье на
станцию Клязьма. А перед войной жила в Москве у дочери Татьяны.
В 1941 году во время эвакуации из Москвы она с дочерьми
Маргаритой и Татьяной приезжает в Вязники. Поначалу жили в
квартире главного врача ЦРБ Алексея Петровича Смирнова, он жил
при больнице. В Вязниках они прожили до 1945 года.
Сохранилось письмо Константина Николаевича из ссылки. Вот
несколько выдержек из него: « … Мои милые и славные, вы пишите,
что если бы я и Коля были вместе с вами, то все у вас было бы
вдвойне радостнее и милее, а разве мы не о том же думаем и
переживаем?.. ( По всей видимости, имеет ввиду священника
Николая Солодкова и его супругу, который в 1933-1936 годах
находился в заключении в Сибири ).
Как жить? Жить надо бодро и мужественно. Некоторые под влиянием
текущих условий жизни опускают руки, тоскуют, клянут всех и вся,
доходят до полного отчаяния и желают себе смерти. Это недостойно
человека. Вот почему получают особую цену в жизни те люди,
которые, словом и делом воспитывают в человеке человека. Не
самое ли мыслимое дело жизни – сеять вокруг себя тепло и радость
жизни, смягчая тяжести, страдания и скорби ее? Вот почему
встречать всех приветливостью, сделать доброе для других, все
это значит подлинно жить ».
Свое «Слово в неделю Православия», произнесенное в 1914 году,
отец Константин заключил следующими словами: «Потщимся же с
такой любовью и самоотверженностью служить св. Православной
Церкви, с какой Ей служили Ее св. апостолы и святители. Тогда мы
не только самих себя поставим на твердом камени веры, так что не
страшны будут никому из нас никакие волны лжеучений, но своим
примером и других предохраним от них. А это соделает нас
достойными продолжателями подвига названных насадителей и
поборников православия на земле, что низведет на нас и их
молитвенное за нас ходатайство, и Божие к нам благословение.
Аминь» [42]. Этот подвиг стояния в вере и любви ко Святой
Православной Церкви протоиерей Константин пронес через всю жизнь
и увенчал мученической кончиной…
Канонизирован Константин Твердислов 7октября 2002г. Дни памяти
его: 21 июля и 1 октября в день его гибели.
Увеличить картинку
Священномученик епископ вязниковский Герман
Но
прежде, чем начать рассказ о нем, обратим свои взгляд к истории,
чтобы получить некоторое представление о Соловках. В 14 веке
острова принадлежали Марфе Посаднице (Борецкой). Первые
насельники Герман, Зосима и Савватий образовали на Соловецком
острове Савватиевский скит, положивший начало
Зосимо-Савватиевскому монастырю. В монастыре воздвигнут
Спасо-Преображенский собор, иногда его называют Кремль. В
двенадцати верстах от монастыря находится высокая и узкая гора,
получившая название Секирной. Старинное предание утверждает, что
ангелы высекли на ней жену крестьянина, поселившегося на острове
вопреки воле старцев. Это и послужило названием горы Секирной.
На вершине горы находился скит усекновения главы Иоанна Предтечи
с 2-х этажной церковью в два престола: верхнем – Вознесения,
нижним – Чуда Архангела Михаила. На маковке купола горел маяк,
освещая путь мореходам и тысячам богомольцев, стекающихся сюда
со всех концов России. «И свет во тьме освещает, и тьма не
объяла его».(Ин. 1, 5.).
Секирная гора станет в 20-м веке лобным местом, на ней разместят
штрафной изолятор, где будут гноить узников. Всех приговоренных
к ВМН расстреливали здесь…
 
На острове Анзер находился Троице-Анзерский скит, начало
которому в 1616 году положил Преподобный Елеазар. Его труды
продолжил, попавший в немилость и сосланный на остров духовник
Петра I. Он был пострижен на острове в мантию под именем Иова.
Через девять лет он удостоился принять схиму с именем Иисуса в
честь Навина, царя Израильского. В шести верстах от Троицкого
скита находится кругообразная гора с остроконечной вершиной. На
ее вершине воздвигнута церковь во имя Распятия Иисуса Христа.
Существует предание о том, что схимонах Иисус, ночевавший
однажды на горе, во сне услышал голос Пречистой: «Отныне эта
гора нарекается второй Голгофой, на вершине ее воздвигнется храм
во имя распятого моего сына. Здесь имя Божие прославится
мучениями за веру!» Скит получит название Голгофо-Распятского. В
конце 20-х годов на Голгофе в тайне и закрытости содержалось
духовенство высшей иерархии.
Про Соловки 1918-1920 гг. мало что известно, кроме того, что
монастырь оставался монастырем и насчитывал около 300 монахов. В
1921 году здесь организовалась сельскохозяйственная артель. . В
1922 году сюда начинают свозить заключенных с материка. В 1923
году в Кремле вспыхнул загадочный пожар, бушевавший трое суток.
В нем обвинили монахов и выгнали их из монастыря. После этого и
создается Соловецкий лагерь особого назначения. Его население
разбивают на 14 рот — шестая, так называемая сторожевая
рота-духовенства. При Ежове лагерь преобразуется в Соловецкую
тюрьму особого назначения (СТОН), где осенью 1937 года проходят
массовые расстрелы. Каторжные тракты потянулись от Соловков в
сторону Ухты, Сыктывкара – первые Гулаговские метастазы,
расползаются по северу, переходят Урал, заполняют Сибирь,
Казахстан. Раковая опухоль на теле России.
В 1990 году Священный Синод благословил открытие Соловецкого
Зосимо-Савватиевского ставропигального монастыря. Такова краткая
история Соловецкого архипелага. Возвратимся же к епископу
Герману.
Ряшенцев Николай Степанович, родился 10 ноября 1876 года в
городе Тамбове в семье купца второй гильдии. В 1900 году окончил
Тамбовскую гимназию, а в 1902 году поступает в Казанскую
духовную академию. В 1904 году пострижен в мантию, через два
года рукоположен в иеромонаха. В 1906 году он заканчивает
духовную академию со степенью кандидата богословия и
направляется преподавателем священного Писания в Псковскую
Духовную семинарию. В 1912 году – ректор Вифанской Духовной
семинарии. Совместно с епископом Феодором (Поздеевским) составил
акафист св.бл.гв. князю Даниилу Московскому. 27 сентября 1919
года хиротонисан в епископа Волоколамского викария Московской
епархии. В 1921 году он арестован и заключен в Бутырскую тюрьму
в Москве, его приговаривают к ссылке и отправляют в Тобольский
край. Там он находится с июля 1922 года по август 1925 года,
сначала в деревне Самарово, затем в деревне Чучелинская Юрта. В
августе он возвращается из ссылки и поселяется в Москве, но не
надолго. Уже в августе его арестовывают по делу митрополита
Петра (Полянского), следствие тянется до мая 1926 года, все это
время он содержится во внутренней тюрьме ОГПУ. 21 мая 1926 года
приговор – три года ссылки, на этот раз в Караколпакию, где он
находится до 26 июня 1928 года, в этот день его освобождают.
26 июня 1928 года он хиротонисан в епископа Вязниковского,
викария Владимирской епархии.
Служит в Вязниковском Казанском соборе. Он -последний
вязниковский епископ. Через год с небольшим красу и гордость
Вязников – Казанский собор — разрушат, снесут с лица земли.
Крестный же путь епископа Германа, начавшийся в 1921 году не
достиг еще и середины.
14 декабря 1928 года его арестовывают в Вязниках и препровождают
во Владимирскую тюрьму, обвинение – контрреволюционная
пропаганда и агитация — ст.58-10. 17 мая 1929 года Особое
совещание ОГПУ приговаривает его к трем годам концлагеря. С июля
1929 года по начало 1930 года Кемский лагерь Коми АССР. Шестого
января его переводят в Соловецкий лагерь особого назначения.
Здесь он попал в рыболовецкую артель (так называемую Филимонову
рыболовную тоню), занимался починкой и плетением рыболовецких
сетей. Судьба сводит его с яркой личностью – Владыкой Илларионом
(Троицким) – членом Поместного Собора, избравшего Патриарха
Тихона. Архиепископ Илларион — один из немногих оставшихся
верным Святейшеству. В 1925 году его склоняли на путь
компромисса. «Сгнию в остроге, но мнения своего не изменю», –
твердо сказал он и вскоре был сослан на Соловки.
Когда в 30-м году вспыхнула эпидемия тифа, он сумел отстоять
волосы и бороды духовенства, как приличиствующие сану. Эпидемия
была нешуточная, в Кремле лежали штабеля мертвых, в лесу рыли
глубокие рвы и складывали в них ежедневно сотни трупов. Работая
в рыболовецкой артели, Владыка, шутил: «Прежде Дух Святый из
рыбаков творил богословов, а ныне богословов превращают в
рыбаков».
В конце января епископ Герман заболел тифом, болел в течение
двух с половиной месяцев. Болезнь тяжело отразилась на состоянии
его здоровья, в конце 1930 года его вместе со стариками и
калеками комиссуют (списывают) и вывозят из Соловецкого лагеря,
на положении ссыльного он находится в 60 верстах от город Кемь.
С мая 1931 года по февраль 1933 года ему постоянно меняют место
ссылки: г. Котлас, Великий Устюг, село Деревянское под
Сыктвкаром, село Вочь, Усть Кулом Зырянского края.
В декабре 1933 года ему дают разрешение на поездку в город
Арзамас, едет туда через Москву, где имеет беседу с Заместителем
Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием Страгородским.
Неизвестно, что предлагалось ему на этой встрече, можно
предполагать, что его склоняли к компромиссу, который он не
принял.
Подтверждением этому предположению служит то, что уже в феврале
1934 года он снова в заключении. И новая ссылка в село Кочион
под Сыктывкаром. 23 февраля 1937 года арестован в Сыктывкаре,
заключен в дом предварительного заключения НКВД Коми АССР. 13
сентября 1937 года тройкой УНКВД Коми АССР по ст. 58-10
приговорен к расстрелу. 15 сентября 1937 года расстрелян в
Сыктывкаре. Место захоронения город Сыктывкар.
Таков жизненный путь епископа Вязниковского Германа
2 сентября 2001 года Синодальная комиссия по канонизации святых
Русской Православной Церкви, рассмотрев представленные
Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом
материалы, не нашла препятствия для причисления епископа Германа
к лику святых мучеников. 7 октября того же года на заседании
Священного Синода его имя было включено в состав Собора
новомучеников и исповедников Российских.
Увеличить картинку
Протоиерей Михаил Нарбеков — вязниковский провидец
Настало время рассказать более подробно о протоиерее Михаиле
Ксенофонтовиче Нарбекове, чья жизнь на протяжении 54 лет была
связана с городом Вязники.
 
Он принадлежал к ветви Нарбековых, которая проходила через
село Вареж (что на Оке) Муромского уезда. В это село на
священническое место в 1801 году был определен его дед Иван
Егорович Нарбеков, прослуживший в этой должности 32 года. После
увольнения за штат его место занимает сын Ксенофонт Иванович,
его служение продолжается 55 лет. Впоследствии священником в с.
Вареж становится его сын Иван Ксенофонтович. Всего же род
Нарбековых священствовал в этом селе более 140 лет.
У Ксенофонта Ивановича было трое сыновей: Михаил, Иван, Василий,
Виктор и дочь Александра. Первые трое сыновей, следуя семейной
традиции, посвятили свою жизнь служению церкви. Виктор после
окончания Владимирской Духовной семинарии стал учителем русского
языка Вязниковского 3-классного училища.
Михаил Ксенофонтович Нар-беков родился я в селе Вареж в 1839
году. После успешного окончания Муромского Духовного училища был
удостоен перевода в первый класс Владимирской Духовной
семинарии, которую закончил со званием студента в 1860году. До
1865 г. он был учителем Владимирского духовного училища. 8 июля
1865 г. Михаил Нарбеков был определен на священническое место к
Вязниковской Введенской церкви, а 22 ноября того же года
назначен законоучителем приходского училища. Позднее он стал
законоучителем Вязниковского городского четырехклассного
мужского училища. Сохранилась фотография, на которой он
запечатлен со своими учениками.
О нем как о законоучителе имеются воспоминания М.Г. Пашенина в
его «Хронике крестьянского рода Пашениных из деревни Паустово».
В Введенской церкви Михаил Нарбеков прослужит до увольнения за
штат, произошло это в самом начале 1900-х годов.31 декабря 1905
года, будучи уже заштатным протоиереем,
Михаил Нарбеков был определен к Вязниковской тюремной церкви,
где и прослужил до ее закрытия. За свое многолетнее и ревностное
служение о. Михаил неоднократно награждался как Владимирским
епархиальным руководством, так и Святейшим Синодом. Он был
возведен в сан протоиерея , за годы службы награждался
набедренником, скуфьею, камилавкою, наперсным крестом, палицей.
6 мая 1905 года был пожалован орденом Святой Анны 2-й степени.
Это далеко не полный перечень его наград. Михаил Ксенофонтович
Нарбеков принадлежал также и к дворянскому сословию, о чем
свидетельствует запись о нем, сделанная в «Алфавитном списке
дворянских родов Владимирской губернии», изданном в 1905году.
За годы службы о. Михаил снискал большую любовь и уважение со
стороны своих прихожан. Более того, его считали человеком,
обладающим даром провидения. К нему приходили с просьбами, за
советом. Он никому не отказывал По прошествии времени уже не
осталось в живых тех, кто непосредственно общался с отцом
Михаилом, но среди верующих пожилых людей сохранились рассказы о
его делах. Однажды жительница Вязников, будучи в
Санкт-Петербурге, обратилась за советом к старцу Иоанну
Кронштадскому. Тот, поглядев на нее, сказал ей: «зачем было так
далеко ехать, в Вязниках у вас есть свой ясновидец Миша Нарбеков».
Часто к о. Михаилу приходили за советом и благословением молодые
девушки, перед тем как идти под венец. Одной из пришедших он
посоветовал не выходить замуж за парня, сделавшего ей
предложение, сказав, что в браке она не будет счастлива.
Предостережение оправдалось — парень имел пристрастие к вину и
впоследствии спился. Послушав совета о.Михаила, девушка вышла
замуж за другого парня и у них была хорошая счастливая семья. У
одной женщины заболел муж, и врачи были бессильны помочь ему.
Силы покидали его, и врач, осмотрев больного, сказал жене, что
ее муж проживет лишь несколько дней. Об этом она не смогла
сказать мужу, однако тот, заметив ее подавленное состояние,
попросил отвезти его к отцу Михаилу, с которым был хорошо
знаком. Когда они подъехали к дому Нарбековых, женщина вошла в
дом и рассказала обо всем отцу Михаилу. Выслушав ее, он успокоил
женщину и сказал, что ее муж поправится и проживет еще 10 лет.
Его слова оказались пророческими: здоровье мужа пошло на
поправку, у них еще родилась девочка, и прожил он после этого
точно 10 лет.
В годы первой мировой войны к отцу Михаилу часто приходили люди,
родственники которых находились на фронте, и от которых долго не
было никаких известий. Вопрос был только один: «жив ли»? То, что
говорил им отец Михаил, сбывалось.
Занимался он и большой благотворительной деятельностью. По
свидетельству С.И. Змеева, протоиереем Михаилом Нарбековым был
устроен вблизи Введенской церкви странноприимный дом, который
содержался на средства его жены Александры Адриановны. Это
богоугодное заведение давало приют всем бедны странникам,
находящимся в пути. Документы свидетельствуют о том, что, будучи
в возрасте 76 лет, отец Михаил исполнял обязанности председателя
Вязниковского отделения епархиального училищного совета и
Вязниковской Рождественской богадельни.
Дом Нарбековых находился в самом начале Троицкой улицы (ныне
улица Киселева д. №5).Поскольку в последние годы жизни Михаил
Ксенофонтович был уже одиноким, в этом доме проживала и семья
В.П. Скипетрова. Впоследствии этот дом называли домом
Скипетровых.
К сожалению, почти ничего не удалось обнаружить о семье самого
отца Михаила. В метрической книге Введенской церкви сохранились
две записи: первая относится к 1894году и сделана по случаю
смерти его супруги Александры Андриановны, умершей в возрасте 61
года, вторая относится к 1905 году, сделана по случаю смерти его
сына Адриана Михайловича, скончавшегося в возрасте 36лет. По
воспоминаниям старожилов города, в последние годы своей жизни
отец Михаил редко выходил из дома и подолгу сидел у окна, глядя
на улицу. Все так же приходили к нему знакомые и не знакомые ему
люди, просто поговорить или попросить совета. Моя тетушка
Надежда Петровна Вигилянская не только бывала в доме Нарбековых,
но и долгое время жила в семье Скипетровых. Она рассказывала о
том, что отец Михаил много времени проводил в молитвах. Молился
он у себя в комнате, очень часто по ночам, и она слышала, как он
плакал при этом. Скончался Михаил Ксенофонтович 11 сентября 1929
г. в возрасте 90 лет. Причина смерти — старческая дряхлость. В
графе национальность записано — великоросс. Похоронен отец
Михаил на Покровском кладбище неподалеку от Покровского храма с
южной его стороны.

Л.ВИГИЛЯНСКИЙ

Поделиться