//   Погода:
Увеличить картинкуУникальность Мстёры заключается в разносторонних творческих
направлениях, развивающихся параллельно и обогащающих друг друга.
Широко известна мстерская художественная вышивка. Ее история насчитывает
не одно столетие. В XVIII веке мстерянки вышивали по бархату и атласу
золотом и серебром. Вышивкой занимались в женском монастыре Иоанна
Милостивого, украшали предметы церковных ритуалов (хоругви, плащаницы,
воздухи).
К концу XIX века Мстёра – известный центр по вышивке белой гладью. В
редкой семье не было вышивальщицы, владеющей сложными приемами работы в
этой технике. Высокое мастерство мстерских вышивальщиц, традиционное для
монастырской вышивки, принесло им известность. Вышивание тонкой белой
нитью по белому полотну стали называть «мстерской белой гладью». Увеличить картинку
В 1923 году была организована образцовая артель художественной вышивки
(позднее строчевышивальная фабрика имени Н.К. Крупской). Вышивкой
украшали столовое белье, покрывала, портьеры, женское легкое платье и
мужские рубашки. До середины 1930-х годов эти изделия в основном шли на
экспорт.
В 1940 – 1950-е годы в Мстерскую вышивку приходят темы сказок, песен,
жанровых сценок, продолжает развиваться и орнаментальное направление.
Большое место занимают мотивы живой природы. Фантазия художниц создавала
сложные композиции из причудливых цветов и трав. Морозный узор переходил
с окна на полотенце или салфетку, поющие птицы на ветках яблонь
декоративным узором украшали скатерти и столешницы.
Увеличить картинкуБольшой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В.Н. Носкова,
Т..М. Шульпина, Н.М. Коткова, исполнительницы В.Г. Живарева, З.П.
Сенькова, Е.В. Зайцева, Т. С. Воронина и другие. В их творчестве нашли
свое отражение оригинальные художественные композиции, возрождается
старинная техника – «владимирские швы», также новыми приемами
обогащается «белая гладь».
«Белая гладь» – это ручная вышивка в пяльцах белой нитью по белому
полотну плотными стежками с лицевой и оборотной стороны, одновременно
украшенная различными «сетками» и «разделками».
«Владимирские швы» – яркая, красочная вышивка пасмой, мулине, шерстью.
Цвет ниток – красный, с небольшими вкраплениями синего, желтого,
зеленого, с использованием разнообразных швов и «разделок».
Молодые вышивальщицы продолжают традиции народного искусства в ООО «Мстёрская
вышивка» ,существующее с 2000 года.
Увеличить картинкуГлубоко народное и высокопрофессиональное искусство Мстеры утверждает и
воспитывает вечные идеалы добра, справедливости, любви и милосердия.
За годы творческой деятельности Татьяной Мефодьевной было создано более 500 работ.
Панно, настольники, покрывала, полотенца – список можно продолжить, но главное – каждое
изделие стало шедевром уникальной мстёрской мастерицы. Воплотила в своих произведениях
образы русских сказок и былин, отразила исторические события. Не было конца её
задумкам, идеям. Из песен, стихов, рассказов черпала новые сюжеты; каждый праздник,
каждое событие в стране запечатлела на полотне, где с помощью нитей и фантазии
выражала настроение народа, его чувства.


На фото: Т.М. Дмитриева – Шульпина. Художник –
вышивальщица. (1913 – 1999гг.); Панно «Сказка о царе Салтане» (лен,
владимирский шов); Панно «Зимние узоры» (лен, владимирский шов); Авдеева
Т. «Богоматерь Боголюбовская», 2003г. Цветная гладь.
 

Поделиться