ИКОНОПИСЬ БОГОЯВЛЕНСКОЙ СЛОБОДЫ (МСТЁРЫ) Мстёра – один из уникальных центров русской национальной культуры на древней земле близ Владимира и Суздаля. Слободу окружали малоплодородные земли, а водный путь через Клязьму, Оку и Волгу соединял ее со всеми поволжскими городами. Это способствовало развитию ремесел, и одним из главных было иконописание. Возникнув в XVII веке в Богоявленском мужском монастыре, иконопись в середине XVIII века широко распространилась на всю слободу, став основным занятием мужского населения. Иконописные мастерские постепенно выросли из небольших семейных в довольно крупные, с числом наемных иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С.А. Суслова, И.П. Догадина, В.О. Шитова. Иконописный стиль Богоявленской слободы XVIII века во многом определялся культурными запросами старообрядчества, которое находилось в явной и скрытой оппозиции к официальной церкви. Старообрядцы считали образцовой иконопись древнего Новгорода, Москвы XVI века, северные «поморские письма». Этот стиль проявлялся в сдержанном темноватом колорите, умеренном пользовании золотом, сильном строгом рисунке, плоскостности, ковровости, орнаментальности. Было и второе стилистическое направление, основанное на элементах барокко и классицизма и определившееся с середины XVIII века в академическую религиозную живопись. Но она распространения среди мстерских иконописцев не получила. К началу XIX века складываются прочные торговые связи Богоявленской слободы с отдаленными уголками России и с Балканскими странами. Бродячие торговцы иконами и книгами – офени ходили в Румынию, Сербию, Болгарию, на Урал и в Сибирь. Налаживая экономические взаимоотношения, они попутно укрепляли и духовные связи иконописцев, обогащали их знанием традиций, обычаев, образа жизни различных народов, пониманием их национальных особенностей. В этот период иконописцы работали не только в самой Мстёре, они приглашались для росписи церквей, на реставрационную работу в Москву, Санкт- Петербург, Новгород. Став известными, мстерские иконописцы, мастера старинной иконы братья Чириковы, М.И. Дикарев, В.П. Гурьянов работали в конце XIX века в Москве в лучших иконописных мастерских, открыли в последствии свои, куда приглашали наиболее талантливых земляков. Здесь выполнялись заказы богатых старообрядцев и высокопоставленных особ царского двора. Это были дорогие, написанные под старину иконы или работа по реставрации. О широкой известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний. На снимках слева направо: Владимирская Богоматерь. XVII век, Рождество Христово. 1912 год, Спас Вседержитель. 1913 год. |