//   Погода:

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

ИКОНОПИСЬ БОГОЯВЛЕНСКОЙ СЛОБОДЫ (МСТЁРЫ)
Мстёра – один из уникальных центров русской национальной культуры на
древней земле близ Владимира и Суздаля.
Слободу окружали малоплодородные земли, а водный путь через Клязьму, Оку
и Волгу соединял ее со всеми поволжскими городами. Это способствовало
развитию ремесел, и одним из главных было иконописание.
Возникнув в XVII веке в Богоявленском мужском монастыре, иконопись в
середине XVIII века широко распространилась на всю слободу, став
основным занятием мужского населения. Иконописные мастерские постепенно
выросли из небольших семейных в довольно крупные, с числом наемных
иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С.А.
Суслова, И.П. Догадина, В.О. Шитова.
 Иконописный стиль Богоявленской слободы XVIII века во многом определялся
культурными запросами старообрядчества, которое находилось в явной и
скрытой оппозиции к официальной церкви. Старообрядцы считали образцовой
иконопись древнего Новгорода, Москвы XVI века, северные «поморские
письма».
Этот стиль проявлялся в сдержанном темноватом колорите, умеренном
пользовании золотом, сильном строгом рисунке, плоскостности, ковровости,
орнаментальности.
Было и второе стилистическое направление, основанное на элементах
барокко и классицизма и определившееся с середины XVIII века в
академическую религиозную живопись. Но она распространения среди
мстерских иконописцев не получила.
К началу XIX века складываются прочные торговые связи Богоявленской
слободы с отдаленными уголками России и с Балканскими странами. Бродячие
торговцы иконами и книгами – офени ходили в Румынию, Сербию, Болгарию,
на Урал и в Сибирь. Налаживая экономические взаимоотношения, они попутно
укрепляли и духовные связи иконописцев, обогащали их знанием традиций,
обычаев, образа жизни различных народов, пониманием их национальных
особенностей.
В этот период иконописцы работали не только в самой Мстёре, они
приглашались для росписи церквей, на реставрационную работу в Москву,
Санкт- Петербург, Новгород.
Став известными, мстерские иконописцы, мастера старинной иконы братья
Чириковы, М.И. Дикарев, В.П. Гурьянов работали в конце XIX века в Москве
в лучших иконописных мастерских, открыли в последствии свои, куда
приглашали наиболее талантливых земляков. Здесь выполнялись заказы
богатых старообрядцев и высокопоставленных особ царского двора. Это были
дорогие, написанные под старину иконы или работа по реставрации.
О широкой известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции
икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и
многих частных собраний.
На снимках слева направо: Владимирская
Богоматерь. XVII век, Рождество Христово. 1912 год, Спас Вседержитель.
1913 год.
 

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку


МСТЁРСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА


Увеличить картинку

Октябрьская революция 1917 года в России была серьезным испытанием для
искусства Мстеры. Иконописцы подвергались репрессиям и гонениям. Однако,
они, веками копившие в душе красоту и высокую духовность русского
искусства, а в руках мастерство, — выжили. К 20-м годам XX века росток мстерского искусства начал подниматься и расцветать.
В 1923 году А.Н. Куликов, Н.П. Клыков, А.Н. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н.
Овчинников, Е.В. Юрин, А.М. Меркурьев организовали «Артель древнерусской
живописи» и предприняли попытку перенести свое искусство на украшение
деревянных предметов: точеных солонок, тарелок, матрешек.
К 1930-м годам была освоена технология изготовления папье-маше, из
которого делали шкатулки, ларцы, бисерницы. Их стали украшать
миниатюрам. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи, темперными
красками, изготовленными по древнему способу на яичной эмульсии с
добавлением воды и кваса. Сохранились принципы иконописного письма,
однако сюжеты брались из повседневной жизни, из сказок.
 Увеличить картинкуУвеличить картинкуТрадиционным для мстерских художников является участие в отечественных и
зарубежных художественных выставках. На I Всероссийской
кустарно-промышленной выставке (1923) и на Всемирной выставке в Милане
(1935) художники Мстёры сделали серьезную заявку на высокое искусство, а
после Всемирных выставок в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), где были
удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей, стали широко
известными.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) большинство мастеров ушло
на фронт. В послевоенные годы миниатюру Мстёры, как и других центров
лаковой живописи, захлестнул станковизм. Декоративная специфика
миниатюры, условность ее художественного языка были разрушены. Только в
1960-1970-е годы началось возрождение традиций, поиск новых направлений
в развитии мстерского искусства.
В это время много работают в миниатюре старейшие художники, заслуженные
деятели искусств РСФСР И.А. Фомичев, Е.В. Юрин, художники среднего
поколения Л.А. Демидова, Е.Н. Зонина, В.С. Корсакова, Н.А. Любомудрова,
Н.А. Наумов, В.Е. Старкова, Н.И. Шишаков и молодой в те годы Л.А.
Фомичев, творчество которых отмечено экспериментами и поиском. 
В
1970-1980-е годы вместе с ними начинают работать мастера нового
поколения – В.Ф. Некосов, Ю.М. Ваванов, П.Ф. Заец, В.А. Лебедев, В.Н.
Молодкин, В.С. Муратов, В.К. Мошкович, П.П. Можаев, П.И. Сосин и другие.

Увеличить картинкуСложилось творческое ядро коллектива более чем из пятидесяти живописцев.
Они сохранили традиционную узорность и декоративность форм, мягкий
колорит, чистые звонкие краски, плотную технику работы темперой,
стремление к лаконизму в композиционном решении.
В современной Мстере возрождаются традиции иконописания,
реставрационного дела и монументальной живописи. Центром промысла
является ПК ЦТММ (производственный кооператив «Центр традиционной
мстёрской миниатюры), созданный в 1998 году на основе фабрики
«Пролетарское искусство» (1960 -1998 г.г.). Активно работают частные
мастерские и отдельные мастера. Среди ведущих художников Мстёры:
Народный художник России — Л.А. Фомичев, Заслуженные художники России –
В.Ф. Некосов, Н.А. Любомудрова, Е.Н. Зонина, Л.А. Демидова, П.И. Сосин,
В.Н. Молодкин, В.Е. Старкова и др.
По традиции эти художники активно участвуют в выставках – в Италии, США,
России (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Нижний Новгород) и др.


Увеличить картинку
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
КООПЕРАТИВ
ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОЙ МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЫ
(ПК ЦТММ)
Адрес предприятия: Владимирская область, Вязниковский
район,
п. Мстёра,
ул. Ленина, д. 3
Телефон:
(849233) 5 – 02 — 43

На снимках слева направо: Грачев А.Г. «Люди добрые
лячу». 2000 г.; Шемонаева И.В. «Песня про купца Калашникова». 1997г.;
Молодкин В.Н. «Три радости». 1997г.; Шишаков Н.И. «Коробейники»;
художники Н.П.Клыков, А.И.Брягин, А.Ф.Котягин, В.Н.Овчинников;
Евдокимова Е. «Спящая царевна»; Корсаков В.И. «Кремлевский холм». 1955г;
Мошкович В.К. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. 1993г; здание
ПК ЦТММ.

Поделиться