//   Погода:

Паровая машина Уатта

Увеличить картинкуОсновные
экспозиции Вязниковского историко-художественного музея размещены в доме и на
территории усадьбы вязниковских купцов и фабрикантов Елизаровых, последний
представитель рода которых Владимир Васильевич Елизаров был в течение 37 лет
городским головой. Елизаровы имели полотняную фабрику, обустроенную на усадьбе
ближе к берегу реки Клязьмы. Ещё в начале ХХ века Елизаровы стали известны как
первопроходцы в деле технического переоборудования полотняных фабрик. Дед
Владимира Васильевича, Ефим Григорьевич, первым в России в 1828 году ввёл
механическое прядение на своей фабрике, установив на ней английскую
льнопрядильную машину. В связи с этим также первым в городе получил звание
«Мануфактур – советник» и был удостоен звания Потомственный почетный гражданин.
Увеличить картинкуКогда в
60-е годы ХХ века на вязниковских фабриках началось широкое внедрение ткацких
станков, паровых и льнопрядильных машин Елизаровы как впрочем, и другие
вязниковские купцы и фабриканты Сеньковы и Демидовы, не остались в стороне от
этого процесса. В 1861 году Василий Ефимович Елизаров выписал из Англии «паровую
машину мощностью в 10 лошадиных сил, 10 самоткацких станков для тканья полотен в
42 дюйма (1 дюйм = 2,54 см), разматывальную машину в 100 катушек, шпульную
машину в 80 веретен, сновальную машину, клеильную машину, а также привод и
ремни», необходимые для запуска паровой машины. Согласно смете, все
приобретенные механизмы с учетом доставки в Москву и других расходов обошлись
Елизарову в 6674 руб.50 коп., сумму для того времени значительную, но затраты
вполне оправдали себя: машина и станки, приводимые ею в движение, были
установлены на фабрике Елизаровых и способствовали качественному улучшению
работы предприятия. После установления Советской власти собственность Елизаровых
была национализирована. Фабрика к этому моменту оказалась нерентабельной,
поэтому её решено было закрыть, а устаревшие станки и оборудование, в том числе
и паровую машину, сдать в металлолом. Так некоторые части паровой машины
оказались на барже, стоявшей на реке Клязьма вблизи пристани, где производился в
то время сбор утиля. Однако благодаря вмешательству вязниковского краеведа
Куликова А.С. и работников музея паровую машину удалось спасти от уничтожения и
сохранить в качестве музейного экспоната. В 1928 году на территории, прилегающей
к зданию музея, для уникального экспоната был построен павильон, в котором
единственная в России паровая машина находится до сих пор.

СПРАВКА:
Паровая машина Уатта
Паровая машина как универсальный двигатель впервые создана английским
изобретателем Джеймсом Уаттом (1736-1918) в 1774-1784гг. Она сыграла большую
роль в процессе перехода к машинному производству.
Паровая машина – тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии сжатого
горячего водяного пара в механическую работу. Пар, поступая в цилиндр паровой
машины, расширяется и перемещает поршень. Впуск и выпуск пара осуществляется
системой парораспределения.

На фото: Паровая машина Уатта –
экспонат музея; смета на покупку паровой машины, станков и механизмов.
Материал
предоставлен сотрудниками Вязниковского историко-художественного музея

Поделиться