Капрал из-под Вязников служил под началом прадеда Пушкина
О рядовых бойцах былых веков подчас известно до обидного мало. К примеру, рассказывая об Отечественной войне 1812 года, по большей части вспоминают генералов и офицеров, а «нижних чинов» вспоминают редко. Это и неудивительно: у «отцов-командиров» в архивах сохранились личные дела (раньше их называли «послужные списки»). Многие оставили воспоминания, рассказывая о личном участии в боях и о своих товарищах. А солдату сочинять мемуары было некогда, да и персональное досье на каждого не велось. Поэтому интересно вдвойне, когда из небытия минувших веков вдруг воскресают биографии рядовых воинов из числа наших земляков.
В госархиве Владимирской области нашелся любопытный документ, рассказывающий о судьбе выходца из деревни Аксеново Вязниковского уезда Бориса Матвеева. Эта деревня и сегодня существует на восточной окраине Вязниковского района близ деревни Перово, на правом возвышенном берегу реки Клязьмы.
В старину Аксеново входило в состав дворцовой Ярополческой волости Владимирского уезда, то есть данное селение являлось владением царской фамилии. C начала 1860-х гг. Аксеново находилось в составе Олтушевской волости Вязниковского уезда. Сегодня эта деревня входит в состав муниципального образования «Город Вязники», хотя непосредственно от Вязников отстоит на целых 13 километров.
Сын дворцового (то есть крепостного, принадлежащего лично царю) крестьянина Борис Матвеев родился в 1688 году, когда в Москве правила царевна Софья Алексеевна, старшая сестра юного царя Петра I. В родной деревне крестьянский сын Борис прожил примерно до 22-летнего возраста. Успел жениться, у него родился сын Афанасий. В 1710 году в разгар Северной войны, которую Петр Великой вел со Швецией за выход России к Балтийскому морю, Борис Матвеев был взят в рекруты на пополнение русской армии.
После обучения солдатской науке новобранец принял участие в боях со шведами. Не только вражеские пули, но и различные заразные хвори косили тогда ряды служивых, но Борису Матвееву повезло. Он не был ранен и избежал различных «моровых поветрий» — как в ту пору именовали эпидемии.
За храбрость и исправность по службе наш земляк получил звание капрала — младшего унтер-офицера. Капралами обычно назначали опытных и хорошо проявивших себя старослужащих солдат.
Еще в год его призыва на военную службу к России перешел город-порт на Балтийском побережье – Пернов (ныне Пярну в Эстонии), отбитый у Швеции. Крепость-порт Пернов стала важным перевалочным пунктом для перевозок различных грузов, которые привозились туда морем, а далее транспортировались по суше. По объему грузов Пернов превосходил даже Ревель (Таллинн).
Крепость Пернов (Пернау) имела на вооружении 200 орудий и тысячный гарнизон, который получил название Перновского. Капрал Борис Матвеев оказался в составе Перновского гарнизонного полка, и в течение длительного времени со своими солдатами нес караульную службу в этой крепости.
В 1730 году в Пернов был командирован капитан Инженерного корпуса Абрам Петрович Ганнибал — прадед великого Пушкина. В Пернов его отправили для обучения математике и черчению кондукторов — артиллерийских унтер-офицеров. В 1731 году по указу императрицы Анны Иоанновны Ганнибал был назначен Перновским комендантом. Он занимал этот пост до выхода в отставку в чине майора в 1733-м.
Таким образом, более двух лет командиром капрала Бориса Матвеева был легендарный предок великого поэта. Несомненно, что выходец с берегов Клязьмы лично знал капитана Ганнибала, потому что общая численность перновского гарнизона тогда была сравнительно невелика.
В 1738 году капралу Матвееву, отслужившему в русской армии 28 лет, исполнилось 50 лет. Для солдата это считалось преклонным возрастом. Для медицинского освидетельствования ветерана отправили в Ригу, которая являлась местным административным центром. Там эскулапы вынесли вердикт, что капрал «за старостью и дряхлостью в службе быть не годен».
8 февраля 1738 года капралу Борису Матвееву был выдан указ об его полной отставке. В этом документе «за печатью Лифляндской губернской канцелярии» говорилось, что капрал-ветеран «отпущен в двор свой» в дворцовую деревню Аксеново Ярополческой волости. Предписывалось, что капралу «за его службы оказывать всякое благодеяние» и «в пути в доме будучи никаких своевольств, насилия и обид никому не чинить».
Из указа, где обозначены приметы увольняемого в отставку ветерана, известно, что ростом он был примерно 1 метр 77 сантиметров, «лицом смугл», имел «глаза серые, волосы темно-русые, нос прям».
В том же 1738 году отставной капрал Борис Матвеев вернулся в родную деревню, в которой не был почти 28 с половиной лет. Он поселился в своем крестьянском дворе, где жил его к тому времени 29-летний сын Афанасий Борисович с семьей. Жена капрала к тому времени уже умерла, и как ее звали — неизвестно. Известно, что 56-летний ветеран жительствовать в Аксенове еще в 1744 году.
И хотя в биографии нашего земляка — участника Северной войны, служившего под командованием прадеда Пушкина, немало белых пятен, в целом его судьба весьма характерна для того времени. Очень символично, что документы о ветеране русской армии Петра Великого из Вязниковского края удалось найти в 2025 году — в Год Героев Отечества.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» № 18 (740) от 22.05.2025 г.