«Нам сейчас очень не хватает еще одного Сенькова»
Отец Пётр Галанюк, священник и историк по профессии вместе с женой Ксенией переехал из Подмосковья в село Пески Вязниковского района, чтобы полностью посвятить себя восстановлению местного храма Сергия Радонежского. Средства им помогает собирать «Мастерская им. С. И. Сенькова», где Ксения создает ватные игрушки по старинной технологии. Таким образом супруги отдают дань памяти вязниковскому фабриканту-меценату, которому в Песках готовятся воздвигнуть памятник.
— Как вы решили переехать из сытой столицы в вязниковскую деревню?
— У родителей моей супруги в деревне Кузьмино, что рядом с Песками, находится дача. После нашей женитьбы в 2016 году мы поехали сюда к родителям Ксении и, когда проезжали Пески, меня поразила местная церковь. На тот момент я ещё не был священником, только дьяконом и школьным учителем. Я попросил остановить машину, что-то затрепетало внутри – я спросил, восстанавливается ли храм? Он был в плачевном состоянии. Я много думал о храме и укрепился в мысли, что надо восстановить эту святыню – в первую очередь, не материальной стороны, а с точки зрения истории, информации, людей, связанных с этим местом.
После того, как меня рукоположили в священники, мы переехали в Звенигород, а затем в Коломну, где я возглавил отдел религиозного образования. Также на меня была возложена миссия создания общины с нуля. Это был очень ценный опыт, который пригодился в Песках.
Назначение на служение в Песках я получил без особого труда, и осенью 2021 года мы с женой переехали в деревню насовсем. Первое, что мы сделали, это совершили «полюдие» – пошли по домам знакомиться с жителями. Нам открывали перепуганные бабушки, я говорил, что новый священник, смотрели со страхом. Хорошо, что со мной была супруга, только благодаря ей нам удалось хоть с кем-то поговорить. Завоевание доверия в глубинке – то еще испытание, и мы его благополучно прошли. У нас сложилась община, куда входят не только местные жители, но и люди из соседних деревень, к нам приезжают из Москвы, Коломны, других городов.
— Что Вам как историку удалось узнать о местном храме Сергия Радонежского?
— Поначалу никакой информации не было, мы узнали только, что, как и вязниковские церкви, храм закрыли в 1929 году. У меня включился азарт профессионального исследователя-архивиста: у этого места явно есть своя интересная история, и через нее, в том числе мне хотелось привлечь внимание жителей и туристов к храму, к культуре вязниковских деревень, к традиционному укладу.
У жителей Песков мне удалось узнать имя последнего, второго настоятеля – Александра Поспелова, а в одной из семей я услышал историю храма, которую внукам поведала бабушка. Выяснилось, что храм построил в 1870 году местный фабрикант и меценат Сергей Иванович Сеньков. Он же основал школу, в которой полвека проработала дочь настоятеля храма Олимпиада Сергеевна. Эта информация позволила начать работу с данными Владимирского областного архива, на что ушло полгода.
Много пишу о своих находках в соцсетях, благодаря этому меня разыскали родственники первого настоятеля храма Александра Лаврова, предоставили фото и сведения из семейного архива, рассказали о членах семьи и жизни общины в то время. Также нам передали храмовую икону, написанную мстерскими мастерами, которая оказалась в прекрасном состоянии и хранилась все это время в семье потомков настоятеля. Недавно удалось выяснить точное местоположение и могилы Лаврова. Так у нас добавился еще один проект: восстановление захоронения в аутентичном виде.
Сейчас у меня накопилось большое количество информации о храме, деревне, семьях настоятелей, так что я решил по окончании своего исследования издать книгу о Песках и невероятных людях, которые связаны с этим местом. Мы не только разыскали многочисленных родственников Лаврова, но даже перезнакомили некоторых из них. Например, мы вышли на связь с одним из потомков, который в данный момент живет во Франции и преподает историю в Сорбонне. Вот такие удивительные открытия подарило мне исследование истории Песков.
— Как вы добываете средства на восстановление храма? Епархия помогает в этом?
– Ни от епархии, ни от государства средства не поступают. Сегодня по всей России храмы восстанавливаются исключительно усилиями прихожан или меценатов, и нам сейчас очень не хватает еще одного Сенькова.
В данный момент с храмом в Песках нам очень помогают друзья из Звенигорода и Коломны, которые выделяют значительные суммы. Мы особенно признательны местным людям, они жертвуют небольшие суммы, но это очень важно и ценно для нас.
Когда мы приехали, храм был совершенно бесхозным еще и в административном плане. Не было ни одного документа на землю, собственность и т.п. Его как бы не существовало. За эти годы мы зарегистрировали храм и общину в Министерстве юстиции, получили счет в Сбербанке и начали сложный процесс по возвращению здания в собственность епархии. Это займет какое-то время. Пока мы остановились на том, что администрация Вязниковского района временно передала мне храм в личное владение, чтобы я мог проводить ремонтные работы и официально собирать средства. Также мы готовимся получить адрес на карте – наконец, в Пески можно будет приехать на машине откуда угодно, забив координаты в поисковой строке браузера.
— Параллельно восстановлению храма Вы реализуете еще несколько инициатив. Что это за проекты?
— Помимо самого масштабного – восстановления храма – мы планируем поставить в Песках памятник Сенькову, восстановить могилу первого настоятеля храма Александра Лаврова и развивать идею нашей мастерской игрушки, чтобы в итоге создать музей. В целом хотелось бы в дальнейшем открыть еще и музей истории Песков, поскольку я собрал интересный документальный архив.
Проект «Мастерская игрушки им. С. И. Сенькова» мы создали для привлечения внимания к истории песковского храма и средств на его реконструкцию. Мастерской занимается моя супруга Ксения, за это время она стала буквально экспертом по изготовлению ватных игрушек и проводит мастер-классы по всей России. Ксения по образованию филолог, а вовсе не художник, но о ватной игрушке мы узнали от ее родителей, которые по профессии кукольники-бутафоры. Именно они основали ту «кузьминскую игрушку» и мастерскую, которые уже известны как бренд.
Мы решили развивать мастерскую и дали ей имя фабриканта-мецената Сергея Ивановича Сенькова, поскольку он сделал очень много не только для Песков, но и для целого региона. В архивах мы нашли много воспоминаний о том, как он помогал самым разным людям в трудных ситуациях. Половину дохода он отдавал на реализацию благотворительных и образовательных проектов. Больница, библиотека, школы, храм, собрание предметов искусства, которая находится в краеведческом музее Вязников, все – дело его рук. Поэтому мы решили, что в Песках должен стоять памятник Сенькову, по крайней мере, как благодарность за храм и за школу.
Пески – очень красивое место, имеющее хороший туристический потенциал. И наши инициативы – один из способов дать пищу для новых впечатлений, к тому же, наполненных культурно и духовно.
Если же смотреть на нашу деятельность глобально, то главная задача – привлечь внимание к культуре русской деревни. Это огромная часть нашей ментальности и ее базис. Как говорил Ключевский: в России центр – на периферии, там, в деревнях формировались наши сакральные ценности, идентичность. Все это передавалось из поколения в поколение именно в глубинке. И желание жителей больших городов приехать или даже переехать в такие места не случайно, это естественная потребность вернуться к чему-то, что дает тебе почву, понимание, кто ты есть, незыблемые опоры и, конечно, веру.
Любовь ШПИЛЬБЕРГ.
Источник: газета «Районка, 21 век» № 15 (737) от 24.04.2025 г.