Разорванные связи: поиск сквозь десятилетия и континенты
В редакцию «Районки» продолжают приходить письма от жителей различных уголков нашей страны с рассказами о своих родственниках – уроженцах нашей территории. На этот раз речь о письме от жителя Калининграда Вячеслава Васильевича Васильева. Он никогда не жил в Вязниках, бывав здесь лишь однажды, но именно отсюда произрастают корни его родового древа. О поисках своих родных он и хотел рассказать на страницах газеты.
Вот, о чём говорится в письме: «Моим прапрадедом по материнской линии был Вязниковский мещанин Иван Григорьевич Бадаев. В списках Вязниковских мещан и их семей на 1 января 1890 года И.Г. Бадаев значится под номером 78.
Далее цитирую архивный документ: «26 апреля 1896 года мещанская дочь Лидия Ивановна Бадаева 17 лет венчалась с временно проживающим на фабрике наследниц Иосифа Сенькова московским мещанином Таганской Слободы Васильевым Николаем Васильевичем 23 лет, первым браком. Поручители: по жениху — вязниковский купеческий сын Николай Мокеевич Цыгин и учитель Ярополченской церковно-приходской школы Пётр Фотиевич Трелин, по невесте — подпоручик запаса Михаил Исидорович Степанов и учитель Вязниковской ЦПШ Василий Константинович Веселовский».
Таким образом, мой прадед – Васильев Николай Васильевич 1873 года рождения, а прабабушка Лидия Ивановна Бадаева 1879 года рождения. Однако, прабабушка до такого титула не дожила, так как умерла в 1903 году 24 лет от роду. Тем не менее она успела родить двух сыновей Николая и Василия.
Прадед женился вторично. Его второй женой стала Татьяна Николаевна Васильева (1886-1969). Она взяла на себя воспитание двух сыновей от первого брака. А вскоре, в 1910 году, у них родилась и общая дочь Вера Николаевна Васильева (Хлебникова). Жила семья в Лосево, прадед работал бухгалтером на ткацкой фабрике.
Мой дед Василий Николаевич сначала учился в Вязниковской гимназии. После её окончания в 1918 году поступил в Пермский государственный университет на медицинский факультет. Дипломированного медика направляют работать в город Ярославль. Там он женится. Жена — Лидия Никаноровна.
В семье Василия и Лидии Васильевых родились двое детей. Сын Юрий 1924 года рождения и его сестра Нина — моя матушка 1930 года рождения. Это была благополучная, интеллигентная семья. Однако, идиллия скоро закончится. Никто даже подумать не мог, что впереди их ожидает и, что им придется пройти все круги ада.
В 1940 году Василия Николаевича призывают в армию. Ему присваивают звание майора медицинской службы. Он получает назначение военврачом 2 ранга и отправляется со всей семьей к месту службы — город Калинин. По службе ему предстояло участвовать в формировании 73 стрелковой дивизии в должности старшего врача 383 медсанбата.
Эта дивизия войдет в состав легендарной 20 армии, которая погибнет под Вязьмой вместе с тремя другими армиями Западного фронта, защищая Москву. А за переезд семьи в Калинин Василий Николаевич заплатит жизнями жены и тещи. Правильным решением было бы оставить всех в Ярославле. Но кто же знал, что Калинин будет оккупирован…
Но тем временем 22 июня неумолимо пришло. Дед пишет в Вязники отцу (моему прадеду) записку: «Дорогой папа! Много писать некогда. Поехал на фронт. Привет всем. Будет возможность напишу 29.06.41. Если что, прошу не оставить семью. Василий».
Через несколько дней следующее письмо отцу: «Здравствуй, дорогой папа! Нахожусь на фронте в непосредственной близости от противника. Бой наша часть начала. Пока жив и здоров. Нахожусь на Оршанском направлении в Белоруссии. 10.07.41 г. Василий».
После этого приходят еще 4 письма. Последнее датировано 1 октября 1941 г. По содержанию спокойное. Ничего не предвещало беды. А 12 октября 1941 Василий Николаевич уже оказался в плену. И на целые десятилетия считался пропавшим без вести. Все попытки его найти результата не дали.
Но в 1998 году моя мать через общество Красного креста РФ получила письмо от службы розыска ФРГ. В нем сообщалось, что Васильев Василий 1899 года рождения умер в немецком плену 22 октября 1944 года и похоронен на городском кладбище Зеельхорст в Ганновере. Могила имеет номер 3366.
Решение поехать приняли не сразу. Прошло около 10 лет. Визы были. Гостиницу заказали рядом. Выехали из Калининграда на машине рано утром, вечером были в Ганновере. А утром следующего дня мы были на кладбище. Вежливые сотрудники привели нас к могиле. Что нас поразило, так это одновременно красота и простота кладбища. Никаких заборов, ограждений, венков, бюстов, скульптур и тому подобного.
Максимум, что можно было положить так это только один цветок на плиту. Кругом только зеленые газоны, по которым, кстати, можно ходить. Для военных захоронений была выделена часть кладбища, которую сделали мемориальной и всякие захоронения в настоящее время там запрещены. Никаких надгробий, только небольшие плиты вровень с газоном. На каждой плите четыре фамилии с именами. Все фамилии преимущественно русские. Есть плита и с фамилией деда.
Вроде бы, всё стало ясно и понятно, кроме одного. Как он попал на это кладбище, когда в условиях того времени миллионы людей просто исчезали бесследно? Я позвонил в службу розыска ФРГ с просьбой представить дополнительную информацию, если она есть. На что они спросили, не хочу ли я, чтобы они еще поискали. Я ответил, что хочу.
Месяцев через десять поступили документы. Из карточки военнопленного следовало, что 13 ноября 1941 года мой дед был доставлен в город Эбенроде офлаг-52 в Восточной Пруссии, ныне это город Нестеров в Калининградской области. Там он содержался до 6 июня 1942 года. Как он выжил в таких условиях содержания, даже представить не могу. До лагеря его везли целый месяц в товарном вагоне на лютом морозе.
Летом 1942 года немцы проявили свой прагматизм. Из пленных они отобрали специалистов разных профессий и отправили их работать по всей Германии на нужды рейха. Полагаю, что в эту когорту попал и мой дед. На тот момент он считался врачом высокой квалификации.
Так Василий Васильев оказался в австрийском город Зальцбург, где и работал вплоть до окончания Великой Отечественной войны. После капитуляции Германии Зальцбург оказался в американской зоне оккупации. Союзники пленных освободили, но разместили их в так называемых лагерях перемещенных лиц. Дед оказался там.
Жена и теща деда также оказались в оккупации в Калинине. Власти города пытались эвакуировать людей, но вывести всех не удалось. Люди стояли в кузовах машин. Лидии Никаноровне удалось посадить детей на машину и отправить к родственникам в Вязники, а вот мать нет. Машины заполнялись мгновенно. Оставить мать одну Лидия Никаноровна не могла. Два месяца Калинин был под контролем нацистов. Пережить этот время смогли далеко не все.
Мать Лидии Никаноровны умерла от голода. Сама Лидия Никаноровна выжила благодаря знанию немецкого языка. Гитлеровцы привлекли её к работе в качестве переводчика. Она сполна насмотрелась на ужасы оккупации. Вот ее последнее письмо из Калинина в Вязники:
«Милые мои дорогие дети Юрик и Нинуся! Вчера только в военкомате узнала, что вы у дедушки. Как я рада за вас, что вы в покое и аттестат у вас, значит вы сыты. Получили ли вы мое первое письмо, где я написала о пережитых мною ужасах в немецком плену. Как осталась жива я не знаю. Как я плакала о вас пока не знала где вы. Учитесь ли вы, мои дорогие? Как рвется мое сердце к вам, да приехать не на чем. Поезда ещё не ходят. На автомобиль не берут. Когда увидимся не знаю, а как тяжело не видеть вас. В военкомате мне дали бесплатный литер на проезд от Москвы до Вязников, а вот как добраться до Москвы не знаю. Поездов ждать долго невыносимо. Дети, слушайтесь дедушку с бабушкой, не огорчайте их ничем. Вот только мне здесь без денег плохо. Получили или нет мою телеграмму, но она без адреса? Я теперь живу: Калинин Желтиково поле, барак 211, кв. № 1. Передайте мой привет и поцелуйте дедушку с бабушкой и Вовочку. Пишите мне чаще, не забывайте маму. Маме так тяжело. Да пришлите мне немного денег. Целую вас крепко, крепко. Ваша мама 11.01.42…»
После пережитых Лидией Никаноровной холода, голода, ужасов плена, приехав в Вязники, она быстро скончалась. Похоронена на городском кладбище.
В декабре 1942 года приходит повестка Юрию. Ему только исполнилось 18 лет. Воевал он до 1945 года. Старший сержант взвода пешей разведки. Награжден двумя медалями за отвагу. За два года ни одного ранения. Но в январе 1945 года он погиб в боях за город Гумбиннен в Восточной Пруссии. Ныне город Гусев в Калининградской области. Похоронен в братской могиле в поселке Чистые пруды. Там выбита его фамилия.
В январе 2015 года я получил информацию от службы розыска ФРГ. Город Бад Арользен. Васильев Василий Николаевич 1899 года рождения въехал в Австрию в декабре 1944 года. 27 января 1948 года находился в лагере для перемещенных лиц. 1 октября 1948 въехал в Аргентину с семьей в составе: жена — Вера Словинска 09.06.1920 года рождения, полька. Дочь Инна 26.12.45 рождения. Имя своей второй дочери он взял от имени первой, поменяв местами первые две буквы.
На этом мое повествование можно было бы считать законченным, а итог таков. Моя мать осталась без отца, матери, бабушки, брата и в полном одиночестве. В 1948 году она заканчивает Вязниковское педучилище и по направлению едет в Калининград работать учителем начальных классов. Больше в Вязники она не возвращалась. А в Ганновере похоронен однофамилец моего деда Васильева Василия Николаевича.
Вячеслав ВАСИЛЬЕВ.»
Источник: газета «Районка, 21 век» № (75) от 03.04.2025 г.