Сергей Волков и его «Атом творчества»
25 марта в нашей стране отмечали День работника культуры. Накануне на сцене ГЦКиО «Спутник» состоялось вручение почётных грамот и благодарностей наиболее отличившимся работникам клубов, домов культуры, библиотек, музеев. Среди них было много молодых людей, посвятивших свою профессиональную жизнь сфере искусства. В числе награждённых значился и звукорежиссёр ГЦКиО «Спутник» Сергей Волков, создатель звукозаписывающей студии «АТОМ Т», ставшей творческим центром для многих вязниковских музыкантов. В интервью корреспонденту «Районки» Сергей рассказал, с какими интересными проектами работает, чем живет творческое комьюнити Вязников и почему городу необходима современная культурная площадка.
— Как возник интерес к музыке в целом и рок-направлению в частности?
— Мое отношение к музыке осталось магическим. Это связано с первыми впечатлениями из детства, поразившей меня способностью музыки объединять людей и настраивать их на определенные переживания. В моей семье всегда музицировали, приходили друзья родителей, пели, играли на гитаре, возникало чувство праздника. Когда мне было года три, папа купил магнитофон и показал, как работает красная кнопочка — наверное, когда я услышал в записи свой голос, то твёрдо решил, что все мои интересы по жизни будут связаны с этим феноменом.
Папа работал патологоанатомом, у него был целый кейс специальных медицинских инструментов, которые очень здорово звучали. Я доставал огромный пинцет и, когда папа играл на гитаре, извлекал из него звуки. Это был первый в моей жизни опыт импровизации. Всю свою юность я провел с гитарой в руках, но никогда не стремился сделать музыку источником заработка, тогда пропало бы волшебство свободного творчества. Я учился в химико-технологическом университете, потом служил в армии и даже там находил способы играть и петь.
Застал ещё время, когда в Вязниках существовал свой рок-клуб, в городе было около 30 групп, которые копировали западных исполнителей. Первая волна рок-тусовки и сошла на нет по причине отсутствия собственного стиля. Себя могу отнести ко второй волне, когда молодежь смотрела канал «А1», там был очень крутой контент — классные клипы, авторитетные музыканты, зенит группы «Linkin Park». Рок был, действительно, чем-то культовым, так что я навсегда сохранил приверженность этому стилю.
— Как возникла идея создать студию звукозаписи?
— Когда появился компьютер, сразу погрузился в изучение программ для работы со звуком. Они открыли для меня безграничные возможности – имея довольно простые девайсы, я мог звучать как профессиональный музыкант. Первые попытки сейчас кажутся смешными, но постепенно обрастал новой техникой, качество росло с каждым записанным треком.
Интерес побудил меня получить профессию звукорежиссера. Возникла идея создания собственной студии звукозаписи и проекта «Живые системы», чтобы наша рок-тусовка смогла перерасти во что-то большее. У ребят были инструменты и квартира на 9-м этаже. Мы сделали там серьезную звукоизоляцию, использовали специальную обшивку и даже матрасы, однако это не спасло от сотен жалоб со стороны соседей. В этой квартирной студии в 2015 году мы успели записать свой первый альбом «Вопрос времени» и переехали в помещение, где можно было, никому не мешая, репетировать партию ударных.
— Что за музыканты записываются в вашей студии?
— В Вязниках сейчас очень мало музыкальных проектов, молодые ребята в основном читают рэп и что-то сами пишут дома с микрофоном и звуковой картой. Среди них немало талантов, но в таком подходе отсутствует главный компонент: комьюнити и отдача от собственного творчества, которая тесно связана с возможностью разделять эмоции со слушателями.
Мы хотим выйти за рамки задач студии и сделать сообщество локальных музыкантов более открытым, дать ему возможность взаимодействовать со слушателями, выходить на городские площадки, проводить мероприятия. Я считаю, что творчество современных музыкантов должно быть частью культурной жизни города, а не каким-то «андеграундом». Собственно, и название студии «Атом Т» расшифровывается как «атом творчества», то есть некое ядро, вокруг которого «завихряются» разные интересные люди.
Много лет у нас записываются московская группа «Северный крест» и проект ИНОК_И, вокалистка Ксения Краюшкина, различные подопечные нашего продюсера и менеджера Виктора Кожанкова. Его приход вывел студию на новый уровень. Творческим людям необходимы руководители, которые помогают направлять энергию в конструктивное русло, и Виктор стал для нас таким человеком. Он – представитель вязниковского рок-клуба первой волны, вместе с опытом и прикладными знаниями у него было понимание локальной специфики. Говоря проще, он научил нас зарабатывать. У него большой опыт записи музыки для аудио-стоков, поэтому мы сместили акценты с живой музыки на углубленную секвенсорную работу. Благодаря этому я смог реализовать свой личный инди-проект ЭОН, который сейчас записываю в студии с применением новых технических методов.
— У вас также есть необычное увлечение — озвучивание аудиокниг…
— Это выстрелило случайно, но сильно. Я долгое время следил за жизнью блогеров, которые побросали свои работы, задвинули подальше дипломы и просто ушли жить в лес. Они делали очень интересные репортажи, делились нетривиальными мыслями, а мне очень близка философская тема поиска человеком своей утраченной природы. Как-то раз ребята выложили в соцсетях книгу «Дикий урман» Анатолия Севастьянова о выживающих в тайге мужиках, я проглотил ее за несколько часов. Читая, я буквально слышал все, что там происходило, и возникла идея озвучки. Когда я сделал первый диалог, то поразился сам — получилась большая партитура из звуков леса и человеческих голосов, пришлось использовать записи различных птиц, ветра, шума листвы, зверей. Происходит полное погружение, даже тишина там — музыка, я записал варган и гитару на супер толстых струнах, довольно психоделический опыт. Самой трудной задачей стала озвучка медведя, который ест малину – пришлось в лесу побродить на четвереньках вокруг пня.
Когда я выложил книгу в открытый доступ, за день проект накрутил 20 тысяч просмотров. Оказалось, людям это интересно. Меня очень тронул отзыв «читателя», который ослеп и не мог прочитать эту книгу, но очень мечтал. Вышло, что я подарил ему такую возможность. Сейчас планирую обратиться к философской классике, хочется сделать что-то более глубокое. Любой творческий эксперимент для меня – это попытка открыть в себе новые грани.
Беседовать с людьми, которые всецело преданы выбранной стезе – настоящее удовольствие. Редакция «Районки» желает Сергею новых высот и побед. Только вперёд!
Спрашивала Любовь ШПИЛЬБЕРГ.
Источник: газета «Районка, 21 век» № (74) от 27.03.2025 г.