//   Погода:
Новости

Житие пастыря-хулигана из слободы Мстёра

В многовековой истории Владимирской и Суздальской епархии биография уроженца Мстёры священника Василия Ивановича Добросердова занимает особое место. Этот батюшка прославился не как проповедник, молитвенник или добрый пастырь. Он был неисправимый нарушитель, буян и хулиган. И никто, даже архиерей, ничего не мог с ним поделать! Добросердов был без преувеличения знаменитостью епархиально-губернского масштаба, только с жирным знаком «минус». И, тем не менее, свою бурную жизнь окончил он вполне мирно, окруженный уважением окружающих.

Потомственный священник

 Отец героя нашего повествования — Иван Фёдоров, служил диаконом в построенной князьями Ромодановскими Богоявленской церкви одноименной Богоявленской слободы. Был он примерным и богомольным священнослужителем. В 1786 году родился у него сын, наречённый при крещении Василием. С юных лет мальчик обнаружил незаурядные способности к учебе и сумел поступить во Владимирскую духовную семинарию.

Во время учёбы сына диакон Иван Федоров овдовел и принял решение стать монахом. В 1805 году он был принят в братство Муромского Спасского монастыря. Диаконское место в Богоявленской церкви Мстеры осталось по наследству за его сыном.

Иван Васильевич по обычаю того времени получил в семинарии фамилию Добросердов, потому что был добрым молодым человеком, сердечно, душевно относившийся к своим товарищам, всегда готовый придти на помощь.

В 1807 году Василий Добросердов окончил семинарский курс и епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом (Троепольским) был рукоположен в диакона Мстёрской Богоявленской церкви. В ту пору никто и подумать не мог, что мстёрский диакон Добросердов в недалеком будущем станет самым знаменитым хулиганом епархии.

В 1815 году тот же владыка Ксенофонт посвятил Василия Добросердова во священника той же Мстёрской Богоявленской церкви. Священником во Мстере он прослужил 14 лет. Однако постепенно общительность и дружелюбие этого пастыря трансформировались сначала в любовь к посиделкам в компании, а потом и к шумным хмельным застольям. Поначалу такие возлияния батюшка позволял себе исключительно в свободное от пастырских трудов время, но постепенно его характер и привычки менялись к худшему.

Во все тяжкие

 И началось! То, будучи с похмелья, мстёрский священник забывал вовремя начать церковную службу, то пропускал молебен в праздничный день. Потом последовали крещения в нетрезвом виде, причем, родители искренне опасались, как бы пьяный батюшка не утопил младенца в купели.

Правда, протрезвев, священник со слезами каялся и просил прощения у всех, кого обидел. Но потом опять пускался во все тяжкие. В итоге благочинный Вязниковского уезда, в состав которого входила Мстера, инициировал перевод священника Василия Добросердова на новое место службы.

В 1829 году его назначили священником Михаило-Архангельской церкви села Приклон близ Меленок. Это село было имением богатого барина Николая Никитича Названова, боевого  офицера, служившего под командой Багратиона.

Названов жил на широкую ногу и даже держал свой крепостной театр. У себя в усадьбе и во всем селе помещик установил почти военные порядки. Неудивительно, что попавший под власть пагубной привычки к выпивке и гульбе, новый батюшка пришелся в Приклоне не ко двору. После того, как однажды, хорошо набравшись, Добросердов подрался с крепостными Названова, барин добился у владимирского епископа Парфения (Черткова) удаления священника-хулигана из Приклона.

Неисправимый батюшка

В наказание Василию Добросердову запретили священнослужение и в 1831 году отправили пономарем в Троицкую церковь города Вязники. Там он прослужил два года и вроде как посмирнел. После этого владыка Парфений восстановил Добросердова в сане священника и в 1833 году назначил его настоятелем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в село Акиншино Вязниковского уезда, которое тогда считалось одним из самых бедных приходов Вязниковской округи.

Но там батюшка вновь принялся за старое. Он дрался с крестьянами, дружил с бродягами, среди которых оказались беглые крепостные, устраивал дебоши, буйствовал во хмелю и венчал молодых в пьяном виде. После очередной безобразной выходки владыка вновь отстранил его от священства и направил на «черные труды» в архиерейский дом — фактически на штрафные работы. А потом, в 1835 году перевел Добросердова на новое место службы — в большое село Дунилово Шуйского уезда в местную Покровскую церковь.

И снова иерей-дебошир не замедлил отличиться. Он вновь напивался в стельку, опаздывал к церковной службе, в пьяном виде лез на прихожан с кулаками, а потом умудрился организовать венчание православной девицы со старообрядцем, что тогда категорически воспрещалось.

За последний «подвиг» Добросердов едва не попал под суд, но владыка Парфений пожалел непутёвого батюшку, буквально рвавшего на себе волосы в раскаянии, и вновь отправил его на штрафные работы в один из монастырей.

Валялся в ногах у владыки и искренне каялся

 Отбыв срок наказания, Василий Добросердов покаялся, пообещав впредь вести праведную жизнь. Епископ Парфений в очередной раз поверил и в начале 1840-х гг. назначил священника-хулигана настоятелем Ильинской церкви села Зименки Ковровского уезда.

Там поначалу батюшка крепился – почти не пил, не шумел и не дрался. Но постепенно сила воли у него слабела. Он вновь стал уходить в запой, пропускал исповедь у своего духовника, а вместо положенных настоятелю документов подавал в консисторию и благочинному «бессмысленные бумаги».

В Зименках, как и в Приклоне, прихожанами являлись влиятельные помещики. Владелец усадьбы в приходском селе Дорожаево отставной офицер Андрей Иванович Чихачев построил на свои личные средства две церкви и даже отстроил целый монастырь. Для него батюшка — хулиган и пьяница был принципиально неприемлем.

В итоге епископ Парфений в 1842 году повелел Владимирской консистории предать церковному суду неисправимого священника, которому тогда было уже 56 лет. Когда стали разбирать все художества батюшки, то оказалось целых 19 пунктов, по которым он подлежал церковной и административной ответственности. Василию Добросердову грозило исключение из духовного сословия с волчьим билетом и даже заключение в острог.

Но мудрый и опытный архипастырь Парфений в очередной раз простил буяна, драчуна и пьяницу, тем более что тот валялся в ногах у владыки и искренне каялся. На этот раз епископ отправил Василия Ивановича в лесную глухомань в село Филяндино на границе нынешних Камешковского района Владимирской области и Савинского района Ивановской области.

В местный храм разжалованного батюшку направили псаломщиком. Там, в краю охотников, пчеловодов и углежогов уже состарившийся и подорвавший свое здоровье прежними кутежами отец Василий, наконец, исправился. Он больше не пил, истово выполнял обязанности в храме, соблюдал посты и любил беседовать с прихожанами, которые вскоре его полюбили. Несмотря на былую невоздержанность, голова у опального иерея была светлая, а жизненный опыт он имел немалый.

Но мудрость пришла к нему поздно: жить Василию Добросердову оставалось совсем немного. Он закончил свой век в тихом, затерянном в лесных дебрях селении. И когда порой заезжие церковники, узнавая о жившем там Добросердове, рассказывали о нем баснословные истории как о неисправимом дебошире, драчуне и хулигане, то там никто им не верил…

 Николай ФРОЛОВ.

Источник: газета «Районка, 21 век» № 48(720) от 12.12.2024 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий