Вязниковской «изюминке» исполняется 100 лет
В 2024 году своеобразный юбилей у одного из интереснейших экспонатов Вязниковского историко-художественного музея – паровой машины системы Дж. Уатта. Увидеть её можно в отдельном деревянном павильоне во дворе Дома Елизарова. Это первое поколение паровых машин, появившихся в России в середине XIX столетии.
Уроженка туманного Альбиона
Считается, что первую паровую машину изобрел шотландский механик Джеймс Уатт. Позже его именем была названа международная единица мощности «Ватт». Однако на самом деле британец не был первым создателем парового двигателя. Прообразом его изобретения является паровой насос, сконструированный в 1698 году английским военным инженером и изобретателем Томасом Сейвери. Его применяли для откачки воды на угольных шахтах. В 1712 году англичанин Томас Ньюкомен запатентовал улучшенную версию этого устройства. Справедливости ради, нужно сказать, что свой проект «огненной» машины был создан и в Российской империи: в 1764-1766 гг. Иван Иванович Ползунов сконструировал двигатель для привода дутья плавильных печей. К сожалению, этот проект не получил дальнейшего развития.
А вот Джеймс Уатт впервые заинтересовался паровой машиной лишь в 1764 году, когда ремонтировал модель машины, изобретенной Ньюкоменом. Джеймс Уатт сделал такие значительные усовершенствования в изобретении своего коллеги, что правильней было бы считать Уатта изобретателем первой паровой машины с практическим применением.
Первое значительное усовершенствование паровой машины – камеру для конденсации пара, Уатт запатентовал в 1769 году, а в 1782 году он изобрел паровую машину двойного действия. Вместе с другими, более мелкими новациями, это позволило увеличить производительность машины в несколько раз. Она превратилась в универсальное техническое устройство с огромным промышленным потенциалом.
С этого времени паровые машины стали истинными двигателями прогресса, оказывая огромное влияние на все сферы человеческой жизни. Применение именно паровых машин позволило многократно увеличить добычу полезных ископаемых, выплавку металлов, производство всевозможной промышленной и сельскохозяйственной продукции, объёмы и скорости сухопутных и водных, грузовых и пассажирских перевозок.
Эпохальная покупка по переписке
Паровая машина в Вязниковском музее – это одна из тех первых паровых машин, которые устанавливались на вязниковских фабриках в 50-60-е годы XIX века. Местный купец и фабрикант Василий Ефимович Елизаров выписал её из Англии в 1861 году специально для своей полотняной, то есть ткацкой, фабрики.
Текстильное производство, от которого сейчас не осталось и следа, располагалось на территории усадьбы рядом с домом. Сейчас в этом здании находится Вязниковский историко-художественный музей. Получается, что паровая машина, которая до революции несколько десятилетий проработала на фабрике Елизарова и сейчас, будучи экспонатом музея, находится рядом с тем местом, где была установлена первоначально.
Если верить сохранившейся смете, то вместе с паровой машиной мощностью в 10 лошадиных сил были заказаны также 10 «самоткацких» станков, разматывальная, шпульная, сновальная и клеильная машины. Переоборудование предприятия – дело затратное, так что все приобретения, с учетом доставки из Англии в Москву, обошлись Елизарову в солидную по тем временам сумму – 6674 рубля 50 копеек. В пересчёте на современные деньги, инвестиции составили примерно 12 миллионов рублей.
Пионеры технического перевооружения
К слову, оборудование своей фабрики, основанной ещё в 1819 году, Елизаровы обновляли неоднократно. Так в 1828 году Ефим Григорьевич Елизаров ввел на своей фабрике механическое прядение. Первый в Российской империи! И, хотя это новшество не прижилось, тем не менее Ефим Григорьевич за свой вклад во внедрение в производство передовой техники был удостоен довольно редкой награды – почетного звания мануфактур-советника.
Судя по описанию фабрики Елизарова, сделанному в 1883 году, паровая машина находилась на первом этаже основного каменного трехэтажного корпуса предприятия, а в смежной каменной пристройке располагалась котельная, в которой был всего один котёл. Мощность машины, к тому времени увеличенная до 14 лошадиных сил, позволяла приводить в движение более сорока машин, в основном ткацких станков.
Паровая машина с фабрики Елизарова – одноцилиндровая, относится к типу вертикальных, стенных машин, то есть помимо чугунного основания она опиралась на каменную стену. Это можно увидеть и в экспозиции музея. Экспонат, представленный в музее, считается одним из самых простых по своей конструкции, он не имел даже «холодильника» (конденсатора) и в народе носил название «сухопарка». По обычной тогда практике, отработанный горячий водяной пар использовался для отопления помещений фабрики.
Спасение уникального экспоната
Паровая машина исправно работала на Елизаровской фабрике вплоть до 1920-х гг, то есть по меньшей мере 60 лет. И это неудивительно, ведь срок службы паровых машин чрезвычайно велик: нередко эти машины могут работать в течение нескольких десятков лет, нуждаясь лишь в самом незначительном ремонте. Поэтому очень часто старые, порой дореволюционные, купленные ещё фабрикантами, паровые машины в советское время модернизировали. И они продолжали работать на предприятиях, особенно это касалось легкой и пищевой промышленности.
Но у вязниковской машины судьба сложилась по-другому. В 1918 году фабрика, которой на тот момент владел почётный гражданин, вязниковский городской голова Владимир Васильевич Елизаров, была национализирована. Став государственной, проработала она недолго: вскоре её признали убыточной и закрыли. Оборудование фабрики, как устаревшее и никому не нужное, решено было разобрать и сдать в металлолом. Была разобрана и паровая машина. Лишь благодаря вмешательству неравнодушного вязниковца, любителя истории родного края, Александра Сергеевича Куликова машину удалось спасти от уничтожения. И хотя некоторые детали машины были утрачены, основную часть всё же восстановили, и машина продолжила свою жизнь — теперь уже в качестве экспоната.
В конце осени — начале зимы 1924 года она была передана созданному в 1919 году Вязниковскому художественно-историческому и местного края музею, разместившемуся рядом — в бывшем доме фабриканта Елизарова. Машина была установлена на специально построенном для неё постаменте во дворе бывшего дома Елизарова, а спустя несколько лет, в 1928 году над ней был возведён деревянный павильон, в котором она до сих пор и находится.
Кстати, всех увидевших её посетителей удивляет не только внушительный размер машины (её высота более четырех метров), но и необыкновенная красота: отлитая из чугуна станина с ионическими колоннами, с кронштейнами в виде завитушек придает огромному промышленному агрегату достоинство и изящество произведения искусства. В верхней части станины в картуше есть рельефная надпись в три строки: «W.C.MATHER / ENGINEERS / MANCHESTER» — наглядное свидетельство того, что данное оборудование действительно прибыло к нам из далекого «туманного Альбиона».
Паровая машина как экспонат представляет большую историческую и культурную ценность, поскольку не только тесно связана с историей вязниковских льняных фабрик, но и характеризует очень важный этап в развитии промышленности в целом. Но не стоит думать, что все паровые двигатели остались в далеком прошлом и теперь встречаются лишь в музеях: в некоторых сферах паровые машины используются до сих пор. Так что изобретение Джеймса Уатта ещё будет иметь свое продолжение.
Вера ПЕТРОВА,
экскурсовод МБУК «Вязниковский историко-художественный музей».
Источник: газета «Районка, 21 век» № 44(716) от 14.11.2024 г.