//   Погода:
Новости

Губернатор, ездивший к родне через Вязники

В феврале 1817 года император Александр I назначил владимирским губернатором боевого генерала Ивана Ивановича Юрлова. Во Владимире указ о назначении нового начальника губернии получили лишь 24 февраля. 22 мая того же года Юрлов принял присягу во Владимирском Успенском соборе и вступил в губернаторскую должность. Появление нового начальника губернии всегда приводило в волнение местное население, особенно элиту, однако совершенно неожиданно назначение губернатора Юрлова создало массу проблем для властей Ковровского, Вязниковского и Гороховецкого уезда. Генерал, в отличие от своих предшественников то и дело приезжал в Ковров, Вязники и Гороховец. Известно, что только за первый год своего губернаторства он побывал там целых раза! Каждый визит Его Превосходительства приводил в трепет уездных чиновников. В частности, вязниковский городничий коллежский асессор Иван Евграфович Языков, вязниковский предводитель титулярный советник Василий Яковлевич Алексеев, вязниковский уездный судья штабс-капитан Василий Григорьевич Аксенов и исправник подпоручик Иван Николаевич Полуэктов каждый раз буквально с ног сбивались, дабы как можно лучше встретить генерала-губернатора и произвести на него самое выгодное впечатление. Соответственно они «кошмарили» и своих подчиненных.

Дело было вовсе не в том, что Юрлов питал какое-то особое пристрастие к вышеупомянутым уездным городам. Все было гораздо проще: он был родом из Нижегородской губернии. Там жила его родня, там в Лукояновском уезде у него имелось имение. Неудивительно, что долгое время служивший в армии далеко от дома И. И. Юрлов, получив губернаторское место в соседней с Нижегородской губернии, пользовался каждым удобным случаем для того, чтобы побывать на своей малой родине. Времени для этого у него было немного, поэтому он на тройке гонял по кратчайшей дороге из Владимира в Нижний — через Ковров, Вязники и Гороховец. Впрочем, там поначалу никто не знал о нижегородских корнях нового губернатора. Каждый раз в уездах чиновникам мнилось, что Его Превосходительство катается по их городам и весям специально с целью ревизии. И даже когда все разъяснилось, волнений от путь даже «транзитных» губернаторских наездов в Вязниках и соседних городах меньше не стало.

А боевой генерал о ревизиях и уездных присутственных местах думал, похоже, меньше всего. Вся его жизнь была связана с армией. Будущий владимирский губернатор родился в 1769 году в семье потомственного военного генерал-лейтенанта Ивана Федоровича Юрлова, но службу начал с нижних чинов — ефрейт-капралом в Псковском карабинерном полку в 14-летнем возрасте, причем сразу же оказался при осаде турецкой крепости Бендеры, а в следующем году — в походе в Крым для усмирения бунта крымских татар, а в 1775-м — в новой экспедиции против мятежных запорожцев. Затем Юрлов был определен в шляхетский кадетский корпус в Петербурге, который окончил в 1788 году, получив чин подпоручика и назначение в Московский карабинерный полк.

В марте 1794 года поляки начали активные боевые действия против России. Полк Юрлова оказался на театре военных действий. 28 сентября 1794-го в сражении при Мацейовицах 12-тысячная русская армия генерала Ферзена сошлась с 10-тысячной польской армией генерала Костюшко. В ожесточенном бою потери русских составили 2300 человек, поляков — 8000. Польская армия была разгромлена, ее командующий взят в плен. За храбрость в этом сражении, Юрлов получил чин секунд-майора. Вскоре штурмом была взята Варшава. За бой в укрепленном предместье польской столицы в Праге Юрлова наградили серебряной медалью.

Царствование императора Павла I оказалось для Юрлова временем новых испытаний. Пожалованный в 1797 году в чин премьер-майора, он был включен в состав корпуса генерала А. М. Римского-Корсакова, предназначенного на усиление армии Суворова в Швейцарии. В 1799-м майор Юрлов отправился в Швейцарию. Но командующий союзной австрийской армией эрцгерцог Карл Людвиг неожиданно отступил, бросив на произвол судьбы подошедший из России корпус Римского-Корсакова. Под Цюрихом русские были атакованы вчетверо превосходящими силами французов. Майор Юрлов сражался в первых рядах, был ранен пулей в правую ногу. Корпус Римского-Корсакова понес большие потери. Среди раненых, но уцелевших был и Юрлов, вынесенный своими солдатами с поля боя. За отличие в швейцарском походе Юрлов получил чин подполковника. Вернувшись в Россию, он долго находился на излечении.

В июне 1801 года новый император Александр I назначил подполковника Юрлова в Казанский драгунский полк, который отправился воевать в Польшу и Пруссию в составе армии генерала барона Леонтия Беннигсена. В декабре 1806-го полк Юрлова сражался при Пултуске, где корпус французского генерала Ланна был разбит русскими войсками. За храбрость Юрлов был награжден орденом св. Владимира IV степени с бантом. 26 и 27 января 1807 года произошло кровопролитнейшее сражение в Восточной Пруссии при Прейсиш-Эйлау, где сошлись армии Наполеона и Бенигсена. Русские потеряли убитыми и ранеными 26 тысяч человек — 40 % всей армии. Потери французов были на тысячу меньше. Юрлов получил контузию картечью в грудь, но остался в строю. Наградой стали памятный золотой крест и чин полковника «за отличие». В начале июня того же года в новом крупном сражение при Фридланде полковник Юрлов был ранен в голову осколком гранаты, но опять вернулся в строй.

После заключения Тильзитского мира наступила передышка. Потрепанные в непрерывных боях полки переформировывались. В мае 1808 года полковник Юрлов был назначен командиром Казанского драгунского полка, а в ноябре 1809-го за 25-летнюю службу в офицерских чинах получил орден св. Георгия IV класса. Впереди была Отечественная война 1812 года.

В этот «великий год России» полковник Юрлов с эскадронами своего полка находился в составе первого большого армейского партизанского отряда под командой генерал-майора барона Фердинанда Винцингероде. Отряд действовал в тылу французов в районе Смоленска, а затем — к северу от Москвы.

Потом уже в составе регулярной армии полк Юрлова совершил заграничный поход в Польшу и Пруссию. Юрлову довелось участвовать почти во всех крупнейших сражениях 1813 года: под Калишем, Люценом и Бауценом. За последний бой он прибавил к прежним наградам золотую шпагу с надписью «за храбрость». В сентябре 1813-го полковник Юрлов отличился при осаде крепости Данциг, за что был произведен в генерал-майоры и получил ордена св. Владимира III и св. Анны II степеней.

В январе 1814 года император назначил Юрлова командиром 1-й бригады 2-й драгунской дивизии. В начале 1817-го старые раны вынудили 47-летнего генерала просить увольнения из армии. Для заслуженного ветерана государь предписал подыскать вакантную губернаторскую должность. 2 февраля 1817 года генерал-майор Юрлов, переименованный в соответствующий гражданский чин действительного статского советника, получил предписание занять должность владимирского гражданского губернатора.

Владимирскую губернию Юрлов возглавлял три с небольшим года — до 25 мая 1820 года. При нем во Владимире и уездах развивалась торговля, велось большое строительство, в том числе каменных храмов, губерния окончательно приходила в себя после потрясений Отечественной войны. Подчиненным генерал не докучал чрезмерной опекой. И лишь его поездки в Нижний через Ковров, Вязники и Гороховец выбивали чиновников из колеи.

Впрочем, уже  25 мая 1820 года Юрлов был «уволен от должности с причислением к Герольдии с жалованием по должности губернатора по 3000 рублей в год из Государственного казначейства». 14 июня Юрлов передал должность губернатора председателю Владимирской палаты уголовного суда Александру Зузину и оставил губернию.

Позже он служил управляющим Кременчугскими складами военного снаряжения — на гораздо более спокойной и выгодной должности. В 1828-м окончательно вышел в отставку. Время кончины Юрлова пока остается неизвестным. По некоторым данным генерал скончался во время эпидемии холеры в 1831 году.

Николай Фролов.

Источник: газета «Районка, 21 век» № 37(709) от 26.09.2024 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий