Вязниковский эпизод фельдмаршала Остен-Сакена
В конце 1805 года в России время было тревожное. Только что русская армия потерпела поражение в сражении с французами при Аустерлице. И тот факт, что побежденными командовали лично генерал Михаил Голенищев-Кутузов и император Александр I, не добавлял оптимизма. Было очевидно, что предстоит долгая и кровопролитная война. Именно в эту пору в Вязники прибыл генерал-лейтенант барон Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен.
Потомственный военный, Остен-Сакен к тому времени прослужил в русской армии 37 лет. За его плечами были войны с турками, поляками и французами. В наш край генерал прибыл с особыми полномочиями и по высочайшему повелению с целью сформировать резервный пехотный корпус для предстоящих сражений с наполеоновской армией. Приезд боевого генерала стал большим событием для вязниковцев, которые устроили для барона парадный обед.
Фабиан фон дер Остен-Сакен принадлежал к старинному, но обедневшему роду эстляндских баронов. Он родился в 1752 году в городе Ревеле (нынешней столице Эстонии Таллине) в семье капитана русской армии — барона Вильгельма-Фердинанда фон дер Остен-Сакена. Когда Фабиану не исполнилось и двух лет, его отец умер, и семья осталась без средств.
Позже прославленный фельдмаршал Ф.В. Остен-Сакен вспоминал, что детство провел в большой нужде. В 14-летнем возрасте подростком поступил в солдаты. В течение трех лет он служил в Копорском мушкетерском полку, с которым участвовал в войне против турок. Отличившись в боях, 17-летний барон получил первый офицерский чин прапорщика. В начале 1770-х гг. уже поручик Остен-Сакен воевал под началом Суворова с турками и поляками.
Отлично зарекомендовавший себя офицер был назначен преподавателем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса — единственного в России военного училища, находившегося в Петербурге. Там Остен-Сакен столь блистательно проявил себя, что в течение всего двух лет вырос в чинах от капитана до подполковника. Но служба в столице тяготила барона, и с началом очередной русско-турецкой войны он выпросил назначение в действующую армию.
В 1789 году в составе Ростовского мушкетерского полка в армии под командой А.В.Суворова он сражался с турками при Фокшанах, участвовал во взятии крепости Бендеры, а в 1790-м штурмовал легендарный Измаил. За отличие по службе 40-летний барон Остен-Сакен был пожалован в полковники и переведен в Черниговский мушкетерский полк.
В 1794 году полковник Остен-Сакен опять служил с Суворовым, воюя против мятежной Польши. За взятие города Вильно (нынешнего Вильнюса) Фабиан Вильгельмович был награжден золотой офицерской шпагой с надписью «За храбрость».
После кончины Екатерины II ее сын император Павел I, знавший Остен-Сакена как опытного командира, произвел его в генерал-майоры и назначил шефом Екатеринославского гренадерского полка. В 1799-м шеф екатеринославцев стал генерал-лейтенантом. Его полк был включен в состав русского корпуса генерала Римского-Корсакова и отправлен в Швейцарию на соединение с армией Суворова. Но пробиться к своим не удалось. В ожесточенном бою с французской армией генерала Массена под Цюрихом русские были разбиты. Прикрывая отступление корпуса, Остен-Сакен повел полк в контратаку, но был тяжело ранен пулей в голову и в бессознательном состоянии взят в плен. Император Павел «за сдачу в плен» уволил генерала из армии.
Лишь в 1801 году, возвратившись в Россию, Остен-Сакен добился восстановления в армии. Новый император Александр I назначил генерал-лейтенанта Остен-Сакена шефом Петербургского гренадерского полка, стоявшего в Ревеле. Так барон вернулся в город детства «на белом коне».
В 1804-м, посетив смотр Петербургского полка, Александр I остался очень доволен высоким уровнем подготовки этой части. Он пожалован Остен-Сакену орден св. Анны I степени и поручил ему готовить резервы для надвигавшейся войны с Наполеоном.
Так в 1805 году генерал барон Остен-Сакен оказался во Владимирской губернии. Здесь в центре России формировался отдельный резервный пехотный корпус, командиром которого был назначен боевой генерал.
Генерал Остен-Сакен объездил все крупнейшие города губернии. Побывал и в Вязниках. Барон-ветеран призывал вязниковцев поступать на военную службу добровольцами, а также организовывал своего рода мобилизацию — сдачу в рекруты крепостных крестьян вязниковских помещиков. Местное купечество генерал приглашал делать пожертвования на формирование нового корпуса.
На обеде в Вязниках, который от имени уездного бомонда давал тогдашний вязниковский уездный предводитель отставной поручик Алексей Яковлевич Зверев, произошла трогательная сцена. Заметив на сюртуке Зверева золотой наградной крест, которым тот получил из рук великого Суворова за храбрость при взятии турецкой крепости Измаил в 1790 году, генерал Остен-Сакен неожиданно для всех заключил вязниковского предводителя в объятья. Барон имел точно такой же крест, который ему тоже вручил Суворов за отличие при штурме Измаила. Нежданно-негаданно встретив в глубинке старого товарища по оружию, генерал даже прослезился. Зверев и Остен-Сакен потом еще долго вспоминали минувшие дни, из-за чего программа светского вечера оказалась несколько скомканной.
Вязниковцы, как и большинство жителей соседних уездов, не остались равнодушными к призывам прибывшего по царскому приказу генерала. Добровольцы и рекруты, а также амуниция и провиант были в кратчайшее время собраны в необходимом количестве. Остен-Сакен успешно справился с поручением. Новый корпус был сформирован и обучен в окрестностях Владимира. К тому времени французская армия подступила к границам России. Генерала Остен-Сакена назначили командиром дивизии в действующую армию, которая вела бои в Восточной Пруссии.
Он принял участие в сражениях с французами под Пултуском и Прейсиш-Эйлау, за которые был награжден русским орденом св. Владимира II степени и прусским орденом Красного Орла. Но в следующем бою под Гуштадтом командующий русской армией генерал Беннигсен обвинил генерала Остен-Сакена в умышленном опоздании на позицию (фактически — в трусости). Остен-Сакена отстранили от командования и отдали под суд, который тянулся 5 лет. Все это время опальный генерал жил в Петербурге без жалованья и едва сводил концы с концами.
Тем временем грянула Отечественная война 1812 года. Опытных генералов не хватало. Александр I, прежде ничего не сделавший для помощи Остен-Сакену, повелел прекратить следствие и назначил Фабиана Вильгельмовича командиром корпуса в 3-ю армию генерала Тормасова.
Отличившись в боях с союзниками Наполеона австрийцами, корпус Остен-Сакена вступил в занятую французами Польшу. За победу над французами на реке Кацбах 61-летний Остен-Сакен был пожалован в генералы от инфантерии. В «битве народов» при Лейпциге 20-тысячный корпус Остен-Сакена трижды штурмовал французские редуты и также добился победы. Наградой командиру корпуса стал орден св. Георгия II класса. А в январе 1814 года Остен-Сакен разбил авангард Наполеона уже на границе Франции, захватив 27 пушек. За этот подвиг Александр I наградил генерала высшим орденом империи св. Андрея Первозванного.
После разгрома Наполеона Остен-Сакен был назначен губернатором покоренного Парижа. Он не допустил в городе эксцессов и грабежей. Благодарные парижане подарили русскому генералу шпагу, усыпанную бриллиантами с надписью «Город Париж генералу Сакену».
После войны генерал сменил прославленного Барклая-де-Толли на посту командующего 1-й армии. В 1821 году в честь 55-летия своей воинской службы барон был пожалован в графы. Новый император Николай I в день коронации в 1826 году произвел заслуженного полководца в генерал-фельдмаршалы «как вождя опытного и поседевшего на поприще воинской славы». Затем последовала еще одна высшая награда — орден св. Владимира I степени.
В 1830 году, после начала польского восстания старый фельдмаршал вновь выполнял боевую задачу по усмирению пограничных губерний. Когда мятежников разбили, Остен-Сакен, которого уже нечем было награждать, получил особый знак отличия — царский портрет, украшенный алмазами и пожалован княжеским титулом.
В 1835-м фельдмаршал князь Остен-Сакен в возрасте 83 лет вышел в отставку. Два года спустя он скончался. А нам остается гордиться тем, что в славной биографии «русского немца» поседевшего на ратной службе, есть и вязниковский эпизод.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» № 34(706) от 05.09.2024 г.