//   Погода:
Новости

Священное искусство мастеров из Мстеры

Мы живем на православной земле. Подтверждение тому – наши величественные храмы, воцерквлённые люди и целые династии иконописцев, чьи шедевры уезжают далеко за пределы Вязниковского края. Например, во Мстере чета Шемонаевых более 35 лет пишет именные и семейные иконы. Ирина Викторовна и Алексей Алексеевич организовали собственную мастерскую. Позже в иконопись по стопам родителей пришел и сын Илья. Он рассказал читателям «Районки», почему авторские иконы востребованы, но писать их может не каждый художник.

— Илья, Ваши родители изначально занимались лаковой миниатюрой, но потом перешли на иконопись. С чем был связан этот переход?

— Родители работали на фабрике «Пролетарское искусство». Отец один из первых начал заниматься иконами, его влекло это направление. Он копировал изображения итальянских Мадонн, ему нравилось работать с ликами. Мама также занялась иконами, когда упал спрос на лаковую миниатюру. Навыки миниатюрного письма ей очень помогают писать уникальные работы — идеально выполненные лики диаметром 3 миллиметра.

— Что такое именная икона?

— Именная икона адресована младенцу или взрослому человеку с изображением его покровителя. Конечно, в иконописи есть свои каноны письма – цветовой гаммы, положения рук, поворота головы Святого. И всё же, индивидуальность автора, его техника всегда присутствуют. Если нашу владимирскую икону напишут пять человек, она получится узнаваемой, но при этом все работы будут отличаться деталями. У каждого художника в голове формируется свой образ через призму собственного видения.

 — Важен ли настрой в работе?

— Я считаю, что у художника должна быть своя мастерская, где он может собраться с мыслями, не отвлекаясь на мирское. Художнику важно гармонично подобрать оттенки, продумать детали, выдержать баланс во всём. В работах «крепких» художников всегда чувствуется грамотная структура – ни убавить, ни прибавить. Это не только настрой, но и большой опыт, мастерство. Чтобы обрести такой опыт, нужно ежедневно трудиться. А если ты месяц отдыхал, то никакая благодать и вдохновение не помогут.

— Что самое важное в вашем ремесле?

— Лик. Он задаёт характер. Важно, чтобы лик был духовным, молитвенным, чтобы икона отзывалась человеку, которому она адресована.

— Какой образ у Вас самый любимый?

— Я много писал Богородиц – Казанских, Владимирских. Кстати, образ Владимирской Богородицы с младенцем у меня был один из первых. Но как мужчине мне ближе писать образы старцев –  дремучих, благородных, мудрых. Я люблю работать с бородой, волосами. Например, с образом Николая Чудотворца я участвовал во многих выставках. У меня душа к нему расположена что ли…

— А какая работа была для вас самой необычной?

— Самая необычная — икона Божией матери «Милосердия двери». Я до заказа даже не знал о ней. Там интересная графика — вокруг Богородицы расположены херувимы, ангелочки, снизу цветы. Очень запоминающаяся.

Ещё мне нравится, как писали мстёрские художники Осип Чириков и Михаил Дикарев. Их пейзажи с растяжками цвета чудесны. Очень тонкое письмо.

Я горжусь нашей сильной школой и талантливыми земляками, у которых есть чему поучиться.

Беседовала Елена ЕМЕЛЬЯНОВА.

Источник: газета «Районка, 21 век» № 25(697) от 04.07.2024 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий