//   Погода:
Новости

Потерянный некрополь. Старообрядческое кладбище «Под Моисеем» в Вязниках

По согласованию с Вязниковским историко-художественным музеем «Районка» начинает публиковать наиболее интересные изыскания вязниковских краеведов. Начнём с работы Заслуженного учителя России, историка Алексея Викторовича Лебедева. Она посвящена одному из самых загадочных мест города Вязники – Моисеевой пустыни, а точнее её некрополю.

В настоящее время на территории города Вязники располагается несколько старинных некрополей, датируемых XVII – XIX в. Некоторые из них сохранились до нашего времени и хорошо известны вязниковцам – среди них Покровское и Крестовоздвиженское кладбища. Менее известно заброшенное Ярцевское кладбище. Практически уничтожены некрополи, располагавшиеся когда-то на территории Благовещенского и Введенского монастырей, рядом с Троицким храмом и Казанским собором. Утрачены также два самых старинных некрополя XVII – XVIII веков у «убогих домов» (на Горе Каток и в западной части территории Благовещенского монастыря). К числу потерянных вязниковских некрополей относится и малоизвестное вязниковцам старообрядческое кладбище «Под Моисеем», речь о котором пойдет ниже.

Информация об этом кладбище очень скудная. К настоящему времени забыто его точное местонахождение, а единичные сведения о нем можно подчерпнуть только из сборника «Труды Владимирской ученой архивной комиссии» (книга 9), вышедшей в 1907 году, а также работы «Вязники на рубеже XIX – начала ХХ веков» краеведа Семена Ивановича Змеева и его черновых рукописей.

История появления этого кладбища связана с Моисеевой пустынью, основанной на берегу Клязьмы близ Вязниковской слободы во второй половине XVII века. «В прошлых годах монах Моисей в близости от Вязников… построил часовню и у той часовни поставя некое жилье» — отмечается в документе конца XVII века.

В 1674 году стольник Назарий Засецкий, проводивший опись земель, занес Моисееву пустынь в писцовые книги и отмежевал к ней десятину земли: «к «часовне велел написать земли и от-межевать и отгранить». После смерти основателя пустыни там проживало несколько монахов, и в 1695 году патриархом было принято решение передать Моисееву пустынь Вязниковскому Благовещенскому монастырю.

В патриаршей грамоте по поводу этого отмечалось: «К городу Ярополчу Вязниковской слободы на выпускной земле у ключа подле Утинной грани у реки Клязьмы на берегу пустынь Моисеева, под нею и под кельями земли десятина и та земля от Вязниковской земли отмежевана и отгранена и поставлены четыре столба и по нашему святейшего патриарха указу велено вышеписанную Моисеевскую пустыню со всяким строением приписать к Благовещенскому монастырю».

За несколько десятилетий существования Моисеева пустынь обзавелась садом, но сама постепенно обветшала, пришла в запустение, о чем упоминается в монастырской описи 1766 года: «При реке Клязьме, что наперед была Моисеева пустыня, имеется келья, крыта дранью, ветхая».

К началу ХХ века территория Моисеевой пустыни продолжала находиться в собственности Благовещенского монастыря, но от ее построек уже не осталось и следа. В «Трудах Владимирской ученой архивной комиссии» (книга 9) в 1907 году отмечалось, что «Моисеева пустынь или, как теперь называют, Моисеев сад, в настоящее время монастырю ни-какого дохода не приносит. Земли здесь 2 десятины 26 саженей… Здесь до половины XVIII века оставалась келья и разведен был яблоневый и вишневый сад. Сад этот то сдавался в аренду, то обрабатывался самим монастырем, от недостаточного ухода за ним постепенно падал и наконец совсем запустел. Теперь на месте бывшей пустыни и сада – пустырь, нам котором незаметно и следов бывших построек и плодовых деревьев».

В книге упоминается и о существующем рядом с бывшей пустынью кладбище: «Почему-то это место пользуется особым почтением у старообрядцев и на террасах, спускающихся к Клязьме, они до последнего времени погребают своих умерших».

По всей вероятности, старообрядческое кладбище возникло в этом месте еще в XVIII веке и существовало около 150-200 лет. Косвенным подтверждением этого служит упоминание краеведом С. И. Змеевым в своих черновых записях о сохранявшихся на кладбище нескольких надгробных памятников «белого камня в виде столбиков». Такой тип надгробий характерен для XVIII – начала XIX веков.

Интересен тот факт, что на кладбище «Под Моисеем» в том числе были захоронены представители рода мстерско-вязниковских предпринимателей Демидовых. С. И. Змеев упоминает о захоронениях основателя династии вязниковских льнопромышленников Федора Петровича Демидова, переехавшего в 1828 году в Вязники из Мстеры, его супруги Авдотьи Ивановны Демидовой и их старшего сына Григория Федоровича Демидова. С. И. Змеев в своих черновых записях дает описание этих захоронений: «На могилах были большие мраморные памятники, плиты высотой около половины аршина, длиной полтора аршина, с высеченными на них надписями». Текст этих надписей краевед приводит в своих черновых записях. Так, на надгробной плите Ф. П. Демидова было написано: «Под сим камнем погребено тело раба Божия Федора Петровича Демидова. Родился 1774 году сентября 12 дня, житие его было 58 лет 9 месяцев. Скончался 1832 года мая 21 дня. Память бывает сентября 20 дня».

На памятнике супруги значится: «Под сим камнем погребена раба Божия Авдотья Ивановна Демидова, родилась 14 августа 1777 года, скончалась 11 декабря 1867 года».

Подобная надпись была и на памятнике сына: «Под сим камнем погребен раб Божий Григорий Федорович Демидов, родился 26 октября 1808 года, скончался 16 июня 1834 года, 26 лет».

Сразу после революционных событий 1917 года началось разорение кладбища. С. И. Змеев отмечает, что первыми были уничтожены старинные белокаменные надгробия, они были «сброшены (вероятно, мальчишками) под гору». А в 20-х годах неизвестными лицами были похищены мраморные плиты с захоронений Демидовых. Еще через несколько лет от кладбища не осталось никаких внешних признаков и память о нем у вязниковцев постепенно исчезла, также, как и топоним «Под Моисеем».

Сейчас окрестности старинного старообрядческого некрополя больше известны вязниковцам как место отдыха, здесь располагается знаменитый венец и смотровая площадка. Любуясь рекой и Заклязьминскими далями, никто и не задумывается, что сто лет назад здесь, в непосредственной близости от венца, находилось место последнего упокоения вязниковских старообрядцев.

Алексей ЛЕБЕДЕВ,

краевед.

Источник: газета «Районка, 21 век» № 21(693) от 06.06.2024 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий