Забытые вязниковские Швари
Среди множества исчезнувших селений Вязниковского края была и деревня Швари бывшей Мстерской волости. Она находилась в 3 с половиной верстах к северо-востоку от села Шустово.
Первое известное упоминание о Шварях находится в писцовой книге Стародубского стана Суздальского уезда, которая датируется 1593 или 1594 годом. Эта писцовая книга была издана Императорским географическим обществом в Санкт-Петербурге в 1782 году. Там в описании вотчины Троице-Сергиевского монастыря с центром в селе Шустово значится «деревня Железово, а Шварово тож, на суходоле, а в ней крестьянских 5 дворов, пашни середние земли 30 четьи, да перелога 19 четьи в поле, да лесом поросло 10 четьи, а в дву потому ж, леса непашенного 7 десятин».
По меркам того времени деревня в 5 дворов считалась средней. Были деревни и в 2 двора и даже в один. Тогда в каждом крестьянском дворе жила большая патриархальная семья от дедов до внуков. В каждом таком дворе обитали полтора — два десятка человек. Таким образом, в Железове или Шварове (многие селения прежде имели двойные названия) жительствовало до 100 человек.
Площадь пашни там составляла 16,38 гектара, еще 10,37 гектара заросло кустами и мелкой древесной порослью (перелогом). Еще почти 5,5 га к тому времени поросло уже настоящим лесом. И настоящий «непашенный» лес занимал при деревне 7,63 гектара. Учитывая, что раньше общая площадь пашни при Железове-Шварове составляла 32,25 гектара, а в первой половине 1590-х гг. сократилась вдвое, то, по всей видимости, при Иване Грозном население данной деревни тоже было почти в два раза больше.
Позже прижилось второе наименование деревни — Шварово, которое потом переиначили в Швари. Топоним происходит от старого, ныне вышедшего из употребления слова «шварь». Так в старину называли портного. Корень у этого слова тот же, что и у слова «швец». Видимо, когда-то эта деревенька славилась своими портными — шварями, поэтому и стала прозываться Швари.
В средние века земли, на которых находились Швари, относились к Стародубскому княжеству и входили в состав удела князей Ромодановских-Стародубских. На рубеже 1560-х — 1570-х гг. Шустовскую вотчину Ромодановские подарили Троице-Сергиевскому монастырю. Тогда же во владении обители преподобного Сергия Радонежского оказались и Швари. Монастырским имением Швари оставались до 1764 года, после чего по указу императрицы Екатерины II перешли в ведение Государственной коллегии экономии.
В 1770-х гг. в Шварях насчитывалось 6 крестьянских дворов, в которых проживало 35 человек: 16 мужского и 19 женского пола.
В 1778-м деревня вошла в новообразованный Вязниковский уезд. В 1840-е гг. Швари стали казенной деревней под управлением Владимирской палаты Государственных имуществ.
К концу 1850-х гг. в Шварях насчитывалось 6 крестьянских дворов, в которых проживал 21 человек — тогда крестьянские семьи уже не были столь многочисленными, как тремя веками прежде.
А в конце XIX — начале XX веков затерянная в лесах деревня Швари еще больше обезлюдела. К середине 1920-х гг. там осталось жить лишь одно семейство Самарских — всего 7 человек. Родом из Шварей был художник Илья Иванович Самарский, ученик и коллега известного живописца Николая Николаевича Харламова, уроженца Веретьевского погоста Ковровского уезда (ныне Камешковского района).
На сайте «Во Мстере.Ру» в 2009 году была опубликована фотография деревни Швари с подписью «д.Швари. Дом семьи Самарских.11.06.1940». Это уникальный снимок ныне исчезнувшей деревни.
Сегодня место бывшей деревни Швари, которая прекратила свое существование в конце 1950-х или начале 1960-х гг., находится на северо-восточной окраине Сарыевского сельского поселения Вязниковского района. Добраться туда непросто. Вокруг сырые леса, а местами почти болота. Ныне тот уголок облюбовали лоси и кабаны и, как следствие, охотники. На краю окруженного лесами поля, оставшегося от деревни Швари, можно видеть деревянную охотничью вышку.
Об исчезнувшей деревне помимо старой дороги зримо напоминают небольшой пруд, обсаженный деревьями, да несколько ветхих покосившихся столбов от забора, когда-то окружавшего усадьбу Самарских. От деревянных деревенских строений не осталось и следа. На берегу пруда попадаются фрагменты старой фарфоровой посуды. Просматривается и место бывшего деревенского колодца, поросшее кустарником. В бывшей колодезной яме до сих пор стоит вода.
В нынешнем году исполняется 430 лет первого упоминания деревни Швари. Этот небольшой материал можно считать скромным подарком к юбилею исчезнувшей и забытой деревеньки — одной из многих вязниковских селений, пропавших навсегда.
Николай ФРОЛОВ.