Как бывший вязниковский монах оскандалился во Владимире
Одним из древнейших монастырей России, уступавший в допетровские времена старшинство лишь прославленной Троице-Сергиевской обители, был Владимирский Богородице-Рождественский монастырь. И в его многовековой истории были не только славные, но и весьма нелицеприятные эпизоды. Один из них связан с настоятелем архимандритом Сергием, возглавлявшим обитель целое десятилетие – с 1721 по 1731 гг. Ранее Сергий несколько лет провел в качестве инока в Вязниковском Благовещенском монастыре.
От Флорищевой пустыни до Москвы и Владимира
Известно, что в Вязниковский Благовещенский монастырь Сергия принял настоятель Иоасаф, управлявший этой обителью в царствование Петра Великого ровно четверть века — с 1698 по 1723 гг.
В Благовещенский монастырь икон Сергий был переведен из Флорищевой пустыни, что за Гороховцом. Во Флорищах его постриг в иночество настоятель Флорищевой пустыни Иринарх — преемник игумена Иллариона (Ананьева), ставшего известным святителем митрополитом Суздальским, духовником царя Федора III Алексеевича.
Проведя несколько лет в Вязниках, Сергий был рукоположен в иеромонаха и перебрался в Москву. Там он в 1716 году был назначен настоятелем Новоспасского монастыря первопрестольной. В настоятельских списках этой столичной обители он значится как Сергий V. А еще пять лет спустя, уже в сане архимандрита, Сергий стал настоятелем Владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Однако именно там карьера этого, уже видного церковного администратора прервалась, причем, самым скандальным образом.
Список деяний блудного архимандрита
Все началось с жалобы отставного поручика Ивана Рыльского, боевого офицера, который по обычаю той поры после увольнения из армии вследствие расстройства здоровья был определен для проживания во Владимирский Рождественский монастырь с назначением довольствия в размере «девяти иеромонашеских порций». Именно поручик Рыльский, видавший виды и ничего не боявшийся, первым осмелился поднять голос, обличая «особенности» управления архимандрита Сергия.
Он написал жалобу в Святейший Синод. В ней сообщил, что архимандрит Сергий не даёт ему определенного царским указом довольствия. На этом список деяний настоятеля не завершался, оказавшись более чем внушительным. Вот краткое изложение претензий к нему: «живет непорядочно, в церковь Божию ни к какому пению, кроме двунадесятых праздников не ходит, с неизвестным человеком Одинцовым пьют и бражничают, монастырскую церковную и ризничную казну расхищают, в приписных монастырях забрал и продал колокола для своего интересу, живет блудно с разными бабами и девками и парится с ними в бане, тоже делают и келейники его, монахам и служителям сполна жалованья не дает, а с крестьян собирает неуказные сборы, корыстуется, а платежных отписей не дает, бьет крестьян кошками [особый вид плети, которым наказывали штрафованных матросов и солдат]».
Постепенно выяснялись новые подробности настоятельства архимандрита Сергия во Владимире. Однажды, собираясь в Санкт-Петербург, настоятель незаконно взыскал с монастырских крепостных более 4 тысяч рублей «командировочных» — огромную сумму по тем временам (пенсия полковника тогда составляла 100 рублей в год, а солдата — 3 рубля в год, некоторые архиереи получили не более 1500 рублей в год). Братию настоятель «морил голодом и холодом», а «сам ел поросят, запекши их в меду». Архимандрит «жил прелюбодейно с девкою иноземкой» которую, ревнуя, «бил кошками и держал на виске [то есть на дыбе] до шести часов». С другой «девкой», некоей Екатериной Мочалкиной, Сергий «прижил ребенка». Кроме того, он «жил блудно и с другими бабами, которые приходят в монастырь, скачут, пляшут и всякие неистовые песни поют».
Архимандрит уволил рачительного монастырского казначея иеромонаха Симона и поставил на его место «своего человека» иеромонаха Павла, заботившегося не об интересах обители, а о том, как угодить «шефу». Доходило до того, что архимандрит публично заявлял о том, что для своей выгоды готов «из живых крестьян кровь пить». Монастырских крепостных, осмеливавшихся жаловаться на произвол, настоятель приказывал келейнику «рубить палашом».
Ставка на фаворита не сыграла
Желая стать архиереем, архимандрит Сергий подарил дорогих монастырских лошадей епископу Ростовскому Георгию (Дашкову), входившему в ближний круг фаворита Петра I князя Александра Меншикова. Но Меншиков попал в опалу, и хлопоты владимирского настоятеля пропали даром.
Синод повелел начать следствие и архимандрита Сергия «допросить основательно». Тот утверждал, что его оклеветали. Но нашлись и другие свидетели непотребного жития архимандрита: иеромонахи Гавриил Антилоховский, Илларион и иеродиакон Сергий того же Рождественского монастыря. Кроме того, уличающие настоятеля показания также дал проживающий в той же обители отставной поручик Романов. Добавились эпизоды «о катании блудниц на монастырских лошадях», «об отпуске в Москву на гулянье монастырских лошадей с девкою», «о покупке двора для подозрительных жен». Опрошенные монастырские крестьяне доносили, что стряпчий архимандрита «их разоряет».
Потом следователи, которыми руководил настоятель Михаило-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском архимандрит Тихон, дознались, что архимандрит Сергий еще и лично наказывает не только крепостных, но и братию монастыря: «в наказании мерности не имеет», «бьет до тех мест, как наказываемый обезгласит или вид изменит». Обнаружилось, что архимандрит «чинит всякие расходы с излишеством, и остановить его никто не может; он же, архимандрит, сделал в монастырской стене калитку, чрез которую ежедневно ходит к нему девка, а обители от сего нарекание и напрасное поношение».
С девкой в мужском одеянии
Последней каплей стало происшествие 8 июня 1731 года во Владимирском Рождественском монастыре, когда ночью осмелевшие насельники обители поймали келейника настоятеля Семена Тимофеева «с девкой в мужском одеянии, которую провожал он к архимандриту».
Дальше отрицать очевидное было бессмысленно. Осрамившегося теперь уже публично архимандрита Сергия Синод приказал взять под караул и после снятия нового допроса отправить в Лукьянову пустынь (в нынешнем Александровском районе Владимирской области), «где и содержать его в подначальстве неисходно до указу».
Арест и высылка из Владимира стали ударом для архимандрита Сергия. 19 июня он скоропостижно скончался. О деле архимандрита Сергия доложили лично императрице Анне Иоанновне, которая распорядилась проверить, не утаил ли покойный владимирский настоятель монастырских денег и «не учинено ль из них кем и где какого хищения».
Вновь подтвердилось, что архимандрит Сергий был «всегда в непрестанных роскошах». Помимо прочего в настоятельской келье нашли дорогое женское платье, которое приходившая к архимандриту переодетая в мужской наряд «девка Екатерина» и надевала…
Следствие завершилось в августе 1732 года. Однако оно наделало столько шума, что еще долго «сергиевская история» служила отнюдь не прославлению почтенной обители на клязьминском берегу.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №65(686) от 18.04.2024 г.