Про деревенский пожар, сельский долгострой и первый пожарный водоем
В пятом томе издания «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» авторства Березина и Добронравова, вышедшем в свет в 1898 году, содержится информация об истории храма старинного села Шустово на речке Тара Вязниковского уезда.
О возведении каменного храма в Шустове там буквально говорится следующее: «В 1798-1809 гг. вместо ветхой деревянной церкви построен в Шустове каменный храм. Престолов в этом храме два: главный – во имя святого великомученика Димитрия Селунского, в приделе теплом – во имя святителя Николая чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно».
Эта информация обычно пересказывается всеми, кто пишет о прошлом села Шустово, так как классический труд Березина и Добронравова, которому уже более века с четвертью, сам по себе давно уже стал историческим источником. Между тем, основой для написания справки о Шустовском Дмитровском храме стали клировые ведомости второй половины XIX столетия — своего рода ежегодные отчеты священника-настоятеля, которые он отправлял во Владимирскую духовную консисторию. Однако там год от года переписывалась лишь самая краткая информация. Между тем, в Государственном архиве Владимирской области хранится дело о строительстве церкви в селе Шустово Вязниковского уезда, которое содержит любопытные подробности, оставшиеся неизвестными для профессоров Березина и Добронравова.
Каменный Дмитриевский храм в Шустове сравнительно небольшой, однако его строили целых 10 лет. Почему? Порой строительство церквей прерывали какие-либо из ряда вон события. Например, Отечественная война 1812 года, когда было не до церковного строительства, да и потом, в пору послевоенного восстановления всего порушенного и разоренного, церковные стройки тоже какое-то время оставались замороженными. Однако храм в Шустове построили еще до войны. Значит причина сравнительного долгостроя другая. Какая именно — позволило установить архивное дело, которому уже более двух веков.
Деревянная церковь в Шустове появилась еще в первой трети XVI столетия — при великом князе Московском и Владимирском Василии III — отце Ивана Грозного. Несколько раз вместо обветшавшего деревянного храма там, на высоком левом берегу Тары возводили новую церковь. К концу XVIII века очередная деревянная шустовская церковь «пришла в полную ветхость». И местные крестьяне решили ее заменить уже на каменный храм в прежнее наименование — в честь Димитрия Солунского с приделом во имя святителя и чудотворца Николая.
По их прошению тогдашний епископ Владимирский и Суздальский Виктор (Онисимов) 11 июня 1798 года выдал шустовцам грамоту с разрешением на начало строительства каменного церковного здания. Однако стройка, едва начавшись, превратилась в долгострой.
В 1800 году во Владимире сменился архиерей – на место владыки Виктора был назначен епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) В Шустове между тем на стройплощадке не было ни коня, ни воза. Епископ Ксенофонт, потеряв терпение, в 1802 году поручил местному благочинному священнику Богоявленской слободы (Мстеры) Егору Прохорову разобраться, как обстоит дело со строительством шустовскей церкви. Батюшка-благочинный совершил поездку за 10 с лишним верст из Мстеры в Шустово, пообщался с местным настоятелем иереем Иваном Дмитриевым и прихожанами, после чего отправил отчет Его Преосвященству.
Оказалось, что, испрашивая разрешение и благословение на строительство каменной церкви в Шустове, прихожане рассчитывали на солидную материальную поддержку своего земляка зажиточного крестьянина Антона Иванова из шустовской приходской деревни Черемиски. Тот обещал выделить на церковную стройку полтысячи рублей (немалую сумму по тем временам), а, возможно, и более. Но потом случилась беда: в Черемиске грянул опустошительный пожар, испепеливший почти все крестьянские дома, включая и подворье Антона Иванова. Став в одночасье погорельцем, он заявил, что у него «дом и деньги погорели», и теперь оставшиеся средства ему нужны самому на восстановление уничтоженного пожаром хозяйства.
Но раз стройка формально уже началась, ее требовалось успешно закончить. Поэтому 25 мая 1803 года шустовцы и крестьяне приходских деревень на специально собранном мирском сходе с участием своего священника Ивана Дмитриева приняли «мирской приговор» о сборе средств на достройку каменной церкви. Её строителями, ответственными за возведение были выбраны шустовские крестьяне: Дмитрий Тимофеев, Василий Федоров и тот самый погорелец Антон Иванов из Черемиски. В кратчайшие сроки, уже в том же 1803 году «строителям» удалось собрать почти 1000 рублей, и стройка продолжилась.
Впрочем, денег опять не хватило, поэтому, временно приостановив стройку, вновь начали сбор пожертвований. Собрали еще тысячу на шатровую каменную колокольню, и новый каменный (точнее, кирпичный) храм в Шустове в 1809 году был полностью отстроен. Тогда же по благословению епископа Ксенофонта церковь освятили.
Это церковное здание, хотя и частично поврежденное в прошлом веке, стоит в селе до сих пор и постепенно восстанавливается.
Вот так выяснилось, что случившийся в 1799 или 1800 году пожар в ныне уже исчезнувшей деревне Черемиске увеличил срок строительства Дмитриевского храма в Шустове, как минимум, на пять лет.
Кстати, после того опустошительного пожара крестьяне Черемиски устроили при своей деревне большой пруд, соорудив плотину на ручье, вытекавшем из лесного оврага. Это был один из первых рукотворных «пожарных водоемов» в Вязниковском уезде. По иронии судьбы, сегодня только этот пруд и напоминает об исчезнувшей старой деревне.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №62(683) от 28.03.2024 г.