//   Погода:
Новости

Как вязниковских крестьян лечили в Париже

В январе 1887 года в маленькой деревне Курмыш Мстерской волости Вязниковского уезда  случилось чрезвычайное происшествие. Среди заснеженных деревенских изб, вдруг, появился волк.

У зверя шерсть стояла дыбом, глаза горели. Он набросился на крестьянку Дарью Захарову. Соседям удалось отогнать хищника, но тот успел искусать женщину и двух ее спасителей — крестьянина Кузьму Фомина и Ивана Назарьева. Сбежавшийся народ пытался убить хищника, но тот вертелся, словно бешеный. Из оскаленной пасти капала пенистая слюна.

«И вправду бешеный!» — ахнули крестьяне. В конце концов, общими усилиями волка все-таки убили. Но итог схватки оказался неутешителен.

По тому времени укус бешеного зверя звучал, как приговор. Медицина была бессильна против водобоязни, как тогда именовали бешенство. Спустя один-два, реже три месяца после укуса больной обязательно погибал.

Жертв бешеного волка по настоянию вязниковского уездного врача титулярного советника Константина Васильевича Беляева, перевезли во Владимир в лучшую тогда во всей округе губернскую земскую больницу. Однако и там люди в белых халатах лишь разводили руками: пациентам в расцвете лет оставалось ждать мучительных симптомов страшной хвори, после чего в течение недели неминуемо наступит смерть.

И тогда главный губернский врач, инспектор врачебного отделения Владимирского губернского правления доктор медицины статский советник Иван Васильевич Романовский обратился к своему непосредственному начальнику вице-губернатору Василию Алексеевичу Семенову с просьбой организовать отправку пострадавших вязниковских крестьян во Францию!

Ранее примеры таких «командировок» уже случались. В 1886 году в Париж из Владимирской губернии были отправлены крестьяне из Покровского и Суздальского уездов, также заразившиеся бешенством. Единственной их надеждой был французский врач Луи Пастёр (правильно его фамилия пишется и читается вопреки устоявшемуся стереотипу именно через «ё»), открывший способ излечения от смертельно опасной болезни.

Во Владимирской губернии руководство и врачи были проинформированы о том, что еще в 1881 году, работая в области иммунологии, парижский доктор Луи Пастёр получил вакцину бешенства, а 6 июля 1885 года сделал прививку от бешенства укушенному бешеной собакой 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери, после чего больной совершенно выздоровел. Слава о французском чудо-враче облетела весь мир. Узнали об открытии вакцинации и в России.

Цена поездки вязниковских крестьян к доктору Пастёру в Париж составляла около 57 тысяч рублей. Достаточно сказать, что жалованье губернатора было 10 тысяч рублей в год, а роскошный каменный особняк стоил в пределах 5 тысяч. Тем не менее, после консультаций с владимирским губернатором шталмейстером царского двора Иосифом Михайловичем Судиенко, решение было принято положительное.

К организации поездки больных бешенством в столицу Франции земляки подошли обстоятельно. Были заказаны и оплачены заграничные паспорта, куплены железнодорожные билеты на экспресс Москва-Париж и даже приобретены одежда и обувь для несчастных пациентов. Им в сопровожденье был выделен врач.

Отслужив молебен в Успенском соборе, укушенные волком крестьяне и сопровождавший их медик отправились в путешествие в невиданную ими заграницу.

Земляки с замиранием сердца ждали новостей из Парижа. И вот, спустя три недели из Франции пришла телеграмма сообщавшая, что все трое больных получили необходимые прививки (каждого «укололи» по 6 раз) и теперь живы и полностью здоровы! Ликованию земляков спасенных от неминуемой смерти людей не было границ. А еще полторы недели спустя, домой вернулись и сами пациенты, которых вылечил ближайший соратник Пастёра – парижский врач Жан Жозеф Гранше (сам мэтр тогда находился на отдыхе).

Это был один из первых случаев отправки больных из России в Париж. Затем примеру владимирцев последовали и другие губернии. За массовое спасение российских подданных император Александр III наградил гражданина Французской республики Луи Пастёра орденом святой Анны I степени с бриллиантами. Кроме того, царь пожертвовал 100 тысяч франков на создание Пастеровского института в Париже (для сравнения, император Бразилии на тот же предмет выделил 1000 франков, а научные общества Германии — менее 200 франков).

А вскоре после тех драматических событий русские врачи, в том числе и во Владимире, после стажировки во Франции и изучения методики Пастёра, начали сами проводить вакцинацию, в том числе и от бешенства.

Однако война с бешенством — опаснейшего вирусного заболевания, вызывающего энцефалит (воспаление головного мозга), продолжается до сих пор. Достаточно сказать, что в мире до сих пор ежегодно погибает от бешенства 55 тысяч человек! И тем более значим поступок наших предков, не поддавшихся косности и бюрократизму и спасших вязниковских крестьян от верной смерти.

  Николай ФРОЛОВ.

Источник: газета «Районка, 21 век» №58(679) от 29.02.2024 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий