Как Мариенгоф позаимствовал фамилию и имя у нашего земляка
Поэт, прозаик, драматург, теоретик искусства и мемуарист Анатолий Борисович Мариенгоф более всего известен в истории, как лучший друг великого Сергея Есенина. Но наряду со стихами, его пьесы стали весомым вкладом в отечественную литературу и до сих пор находят своих благодарных читателей.
К числу лучших произведений данного жанра Мариенгофа относится комедия в четырех действиях «Шут Балакирев», созданная в конце 1930-х годов и посвященная, по мнению некоторых литературных критиков, памяти покончившего с собой единственного сына. В результате, комедия «Шут Балакирев» стала свидетельством стойкости ее автора, сумевшего пережить личную трагедию и посмеяться сквозь слезы.
Действие комедии происходит в царствовании Петра Великого. Тесно переплелись борьба за государственные интересы наиболее преданных сторонников царя-плотника, интриги казнокрадов и придворных, присутствует любовная история, вечные философские размышления о смысле бытия и предназначении человека.
Написанная легким изящным слогом, с занимательным интригующим сюжетом, эта комедия в разное время вместе со своим автором то оказывалась на волне успеха, то прозябала в опале и забвении.
Однако в данном материале речь об одном из главных персонажей «Шута Балакирева» Мариенгофа, который, похоже, волею судеб, является нашим литературным «земляком». Это светлейший князь М. Г. Карякин — вельможа и ближайший сподвижник царя Петра. Когда-то он проявил себя храбрым воином и выдающимся государственным деятелем, однако потом стал злоупотреблять своим положением и связями, набивая карман, мечтая породниться с иноземным принцем. Согласно сюжету комедии, на чистую воду князя-казнокрада выводит царский шут Балакирев, найдя остроумный и рискованный выход из ситуации.
Однако в окружении Петра Великого никакого князя Карякина не было. Зато данный персонаж очень похож на царского любимца — светлейшего князя и герцога Александра Даниловича Меншикова, который за счет всевозможных злоупотреблений составил себе многомиллионное состояние.
Но почему Мариенгоф дал персонажу своей комедии Михаилу Карякину именно такие имя и фамилию? Возможно, это объясняется корнями и окружением писателя.
А. Б. Мариенгоф по матери — Александре Николаевне Хлоповой, происходил из Ардатовского уезда Нижегородской губернии, где проживали в разное время потомок Авдулиных из Владимирской губернии ардатовский уездный предводитель дворянства ротмистр Петр Ильич Авдулин и родня Нестеровых из Барского Татарова (нынешней Мстеры) действительный статский советник Иван Сергеевич Безобразов — тоже ардатовский уездный предводитель дворянства и председатель Ардатовской уездной земской управы, а также Прокудины — предки изобретателя цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского и родня тех же Безобразовых. Таким образом, Анатолий Мариенгоф и его земляк, современник, уроженец Ардатова, писатель и поэт Борис Садовской были хорошо знакомы с владимирскими и, в частности, вязниковскими, помещиками, о чем, кстати, Садовской оставил соответствующие мемуары (в них, к примеру, он сообщает интереснейшие сведения о И. С. Безобразове).
Вероятно, имя и фамилию для персонажа комедии «Шут Балакирев» Мариенгоф позаимствовал у состоятельного владимирского помещика действительного статского советника Михаила Гаврииловича Карякина, председателя Владимирской палаты гражданского суда, соседа и приятеля тех же Безобразовых и Авдулиных.
Примерно так же муромский помещик поэт Николай Некрасов нарек одного из героев своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Оболтом Оболдуевым, позаимствовав фамилию у вязниковского помещика и офицера вязниковской полиции середины XIX века Платона Семеновича Оболдуева, с которым был знаком.
Настоящий М. Г. Карякин родился в 1818 году в сельце Михайловское Владимирского уезда в семье героя Отечественной войны и наполеоновских войн уланского офицера Гавриила Николаевича Карякина из старинного дворянского рода, известного с XV столетия. Его восприемником был Александр Кашинцев из известного вязниковского дворянского рода, представители которого занимали посты предводителя дворянства Вязниковского уезда и вязниковского городничего. Мать М. Г. Карякина — Александра Семеновна Алексеева, была внучкой управляющего дворцовой Ярополческой волости Якова Васильевича Алексеева и племянницей вязниковского уездного судьи и предводителя дворянства майора Василия Яковлевича Алексеева.
Как и отец, Михаил Карякин служил офицером в кавалерии — в Ингерманландском гусарском полку, был награжден двумя орденами и вышел в отставку в чине майора. Некоторое время он занимал пост адъютанта начальника легкой кавалерийской дивизии генерал-лейтенанта Егора Ивановича Гельфрейха.
После увольнения из армии, майор М. Г. Карякин служил совестным судьей Владимирской губернии, а потом почетным мировым судьей во Владимирскому округу. Венцом его карьеры стала высокая должность председателя Владимирской палаты гражданского суда. Причем, император Александр II пожаловал Михаила Карякина в чин действительного статского советника, равный армейскому генерал-майора и наградил его еще одним орденом.
М. Г. Карякин пользовался уважением и авторитетом не только во Владимирской губернии, но и за ее пределами. Его сын — Михаил Михайлович Карякин – получил всероссийскую известность в качестве выдающегося оперного певца и учителя великого Федора Ивановича Шаляпина. Кузен Михаила Карякина – Федор Карякин, офицер Владимирского ополчения Крымской войны, в 1857-1863 гг. возглавлял вязниковскую полицию в качестве уездного исправника.
Михаил Гавриилович Карякин скончался в 1882 году в 64-летнем возрасте.
Почему именно его имя и фамилию Мариенгоф выбрал для персонажа своей комедии «Шут Балакирев» – можно только догадываться. Видимо, эта фамилия показалась ему выразительной для подобного образа, «говорящей». Мол, суетился всю жизнь, пардон, корячился, а в итоге остался у разбитого корыта.
Впервые комедия «Шут Балакирев» Мариенгофа была поставлена в театре имени Моссовета в январе 1941 года. Первым исполнителем роли Карякина стал заслуженный (будущий народный) артист РСФСР 43-летний Владимир Александрович Любимов. Потом эту пьесу надолго убрали из театральных репертуаров. И лишь в 1959 году ее издали мизерным для масштаба СССР пятитысячным тиражом. Сегодня эта книга — библиографическая редкость, а «князь Карякин» — курьез и любопытная деталь нашего литературного краеведения.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №57(678) от 22.02.2024 г.