//   Погода:
Новости

Как крестьяне из Борзыни строили замок Храповицкого

В конце 1843 года в Вязники прибыл важный барин — его высокоблагородие коллежский советник Николай Александрович Хоненев. Его сопровождали секретарь, камердинер и множество прислуги помельче. Санный поезд состоятельного и чиновного помещика составили четверо крытых возка. Они везли не только обширный господский гардероб, но и разнообразную провизию, включая дорогие вина и всевозможные закуски.

 

Не питавший любовь к путешествиям, Хоненев пожаловал в Вязники исключительно по делам. Ему уже шел 60-й год, женат Николай Александрович не был, зато души не чаял в своей младшей сестре Катеньке. Ей, правда, тоже уже исполнилось 54, но страдавший разными хворями Хоненев вполне справедливо полагал, что сестра его переживет, а потому видел в ней единственную наследницу своего немалого богатства.

Среди различных имений ему в частности принадлежала деревня Борзынь в Вязниковском уезде (прежде она входила в состав Станковской волости, а ныне состоит в муниципальном образовании «Город Вязники»).

Всего Хоненевым еще с XVIII столетия в Борзыни принадлежало около 200 крепостных крестьян. Для небогатых дворян такое имение стало бы целым состоянием, но для Хоненева это было лишь одно из его нескольких владений. Тем не менее, как человек серьезный и основательный, он заранее озаботился, чтобы оформить отдельное завещание на свое недвижимое и движимое имение в Борзыни по обычаю того времени в Вязниковском уездном суде.

Хоненева принимали в Вязниках с почетом все высшие должностные лица: городничий титулярный советник Петр Васильевич Любецкий, уездный предводитель отставной подпоручик Иван Николаевич Полуэктов и уездный судья штабс-ротмистр Константин Матвеевич Россинский. И неудивительно, ведь Николай Александрович был одним из богатейших помещиков Владимирской губернии, потомок древнего знатного рода, имел влиятельную родню.

Его дед — гвардейский офицер Семен Иванович Хоненев, служил и дружил с Суворовым. Они начинали военную карьеру вместе унтер-офицерами в 8-й роте лейб-гвардии Семеновского полка.

Отец Николая Хоненева — бригадир (бригадный генерал) Александр Семенович Хоненев,  при Екатерине II командовал  гвардейским караулом в личных покоях императрицы в Зимнем и Царскосельском дворцах.

Мать Николая и Екатерины Хоненевых – Анастасия Васильевна, чья девичья фамилия неизвестна, во второй раз вышла замуж за подполковника Егора Андреевича Кушелева, который позже стал сенатором и генерал-лейтенантом. Именно генерал Кушелев дал воспитание пасынку и падчерице.

Николаю Хоненеву —  единственному наследнику мужского пола – от отца и деда досталось большое состояние — более 3400 душ крепостных.

 

Николай Хоненев родился в 1784 году. В юности служил (точнее, числился) в лейб-гвардии Преображенском полку, где его отец тогда был гвардии капитаном. Однако при Павле I, когда военная служба даже для аристократов из номинальной стала тяжелой и прозаичной, Хоненев перевелся в чиновники Коллегии иностранных дел (тогдашнего аналога МИДа), где получил должность переводчика дипломатической почты.

Там он достиг чина коллежского советника (полковника), после чего вышел в отставку. Во время Отечественной войны 1812 года Хоненев сделал крупное пожертвование на нужды армии, в том числе выделил 1000 рублей на изготовление медалей защитникам страны.

Своей резиденцией Николай Александрович сделал сельцо Муромцево под Судогдой.  Именно оттуда он и приехал в Вязники.

Разумеется, все необходимые бумаги в Вязниковском уездном суде были составлены в кратчайшее время. Вязниковский предводитель Полуэктов пригласил знатного гостя на обед и ночлег к себе в усадьбу в сельцо Назариху, которое граничило с хоненевской деревней Борзынь.

В Назарихе у гостеприимного хозяина Хоненев задержался еще на пару дней, после чего навсегда покинул Вязниковский край.

В июне 1845 года коллежский советник Н. А. Хоненев скоропостижно скончался в Муромцеве и был похоронен у приходского храма Новоникольского погоста.

Все состояние покойного, включая вязниковское имение Борзынь, получила его младшая сестра Екатерина Александровна, вместе со своим мужем Иваном Семеновичем Храповицким проживавшая в столичном Санкт-Петербурге. Ее супруг в молодости служил офицером в Кавалергардском полку, а потом вице-губернатором в Орле и Москве, губернатором в Нижнем Новгороде. В 1829-1836 гг. И. С. Храповицкий по воле императора Николая I занимал видный пост петербургского губернатора, получив чин тайного советника и придворное звание камергера, ордена святой Анны I степени и «Владимира на шею» — святого Владимира III степени.

Унаследовав богатство брата и шурина, чета Храповицких перебралась на жительство в Муромцево, где стала расширять и благоустраивать свою усадьбу. Был увеличен и штат прислуги. Для этого перевели часть крепостных из других имений. Оказались в Муромцеве и несколько крестьянских семейств из вязниковской Борзыни.

Позже Муромцево получило известность благодаря выстроенному там замку в псевдоготическом стиле, необычному для Владимирской глубинки. Его возвел внук и наследник Ивана Храповицкого и Екатерины Хоненевой – отставной лейб-гвардии полковник Владимир Семенович Храповицкий (его ошибочно часто именуют графом). И потомки вязниковских крестьян участвовали в строительстве этого замка.

А на кладбище Новоникольского погоста под Судогдой, близ Сретенской церкви до сих пор можно видеть чудом сохранившиеся гранитные надгробия коллежского советника Николая Хоненева и его сестры Екатерины Храповицкой, хотя сами их могилы уже давно затеряны.

Источник: газета «Районка, 21 век» №52(673) от 18.01.2024 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий