//   Погода:
Новости

Так откуда произошло название города Вязники?

Всегда приятно, когда статьи в газете находят отклик у читателей. Недавно на электронную почту «Районки» пришло письмо за подписью Е. Авелева. Оно стало своего рода продолжением темы переосмысления местных топонимов, поднятой нижегородским краеведом Игорем Крезовским в статье «Тайна названия реки Клязьмы» (см. газета «Районка, 21 век» №42 (663) от 02.11.2023 г.). На этот раз подробному разбору подверглось название нашего города.

 

Версия №1: «Вязкая»

 

Существует несколько вариантов появления слова «Вязники». Один из них — легенда о князе Кие, увязшем в местном болоте. Разумеется, это не более, чем сказка для туристов, не выдерживающая никакой проверки историей.

Следующее предположение, что Вязниковская слобода получила своё название из-за  расположения на вязком месте или, как говорили в старину, на вязьях. Но и она не выдерживает критики, так как люди не селились в таких местах, а выбирали более пригодные для жилья, сухие территории. А таких земель вокруг было предостаточно.

Трудно предположить, что у подножия Ярополческой горы, на которой располагалось село Минино, нельзя было выбрать сухое место для организации поселения. Подтверждает это и наличие кладбищ возле Благовещенского и Казанского соборов. Храмы, и тем более регулярные захоронения, на топких и сырых местах не размещали.

Вот как описывает эту местность в первой половине XVII века секретарь голштинского посольства Адам Олеарий: «Здесь местность по правую руку (правый берег) начинает возвышаться и получается очень высокий берег, который почти на одинаковой высоте тянется на протяжении ста немецких миль по Волге. Простирается эта местность более к юго-востоку. Страна же налево от берега, направляющаяся к северо-западу, повсюду низменна, лесиста, дика и малонаселена». Так что, версия о том, что наши предки селились в вязких и топких местах, не стыкуется с местной действительностью.

Одними из первых осваивать эти места стали монахи из Троице-Сергиевского монастыря, которым Великий князь Василий Иванович в 1516 году дал жалованную несудимую грамоту на деревни и воды в Гороховце и Ярополче. В документе сказано: «Их деревни и воды в Гороховце и Ярополче и оне деи на те свои воды посылают ловити из монастыря своих слуг и кто у них в тех деревнях учнёт жити людей и те их воды ловят, и волостели наши гороховецкие и яропольские и их тиуны тех дюдей их не судят ни в чём оприч душегубства и разбоя с поличним и кормов своих на них  не емлют  и не всылают к ним ни по что».  То есть троицкие монахи ловили рыбу и создавали свои поселения на иммунитентном праве с освобождением от податей. Так и появились здесь первые деревни, которые, при создании в них храмов, однозначно становились сёлами. А если эти поселения ещё и освобождались от податей, то они в официальных документах стали называться слободами или «свободными» поселениями. Согласно  В. Далю — слобода это село свободных людей.

 

Версия №2: «Древесная»

 

Ещё одна версия названия нашего города, которая считается официальной, предполагает, что топоним произошёл от слова «вязы». Это могучие деревья, которые, действительно, в большом количестве произрастали в наших местах. В значительной степени укоренению этой версии способствовало и размещение в верхней части герба города Вязники стилизованного изображения дерева-вяза. Именитые местные краеведы Л.Аносов, Д.Обидин, В.Маштафаров, А.Тельчаров и многие другие придерживались именно этой «вязовой» теории и не обсуждали другие варианты.

Сегодня уже сложно сказать однозначно, почему при учреждении герба города в далёком 1781 году остановились именно на изображении вяза. Ведь люди жили здесь за много столетий до этого, и первое упоминание о Вязниковской слободе датируется 1585 годом, то есть за 200 лет до учреждения герба города.

Разрабатывали герб однозначно не в Вязниках, а в геральдической палате Санкт-Петербурга учёными мужами Российской Империи. Вполне возможно, что авторы герба пошли по простому пути, зная о произрастании у нас многочисленных вязов и на гербе новоявленного города с их лёгкой руки появился вяз. Благо, что версия отлично стыкуется со старинным русским словом «вязник». Если мы откроем словарь русского языка В.Даля, то найдём там пояснение этого слова: «Вязник — вязовый лес».

Но почему к слову «вязник» добавили окончание «и»? Как-то не вяжется, что слобода получила такое название. В исторических документах она значится как «Вязниковская»…

 

Версия №3: «Ремесленная»

 

В настоящее время в Вязниках почти не осталось старинных могучих вязов. Примерно в 80-е годы началось их массовое вымирание. Под корой стали развиваться жучки-вредители и дерево засыхало. Сейчас в городе можно найти только единичные экземпляры. Молодые деревья живут примерно до пятилетнего возраста, а потом засыхают.

А вот в нижней части нашего города вязы почему-то не растут. Не прижились они и на Соборной площади при попытке расширить сквер вокруг построенного там когда-то фонтана.

Если внимательно изучить краеведческие труды А.Тельчарова, то мы увидим, что впервые название «Вязники» упоминалось в переписной книге князя Дмитрия Барятинского, датированной 1585-м годом. Там сказано о «непашенной вязниковской слободе».

В январе 1608 года нижегородцы отписывали пермякам о победах воеводы Андрея Алябьева, сообщая, что «стародубцы,  гороховляне и села Вязников и Сарыева старосты и целовальники и все крестьяне Государю царю и Великому князю Василию  Иванович Всея Руси били челом, вины свои принесли и крест ему Государю целовали».  Написано из «села Вязников».

Вероятно, что и в то время «слобода» и «село» отождествлялись между собой. И обратите внимание, что именно из «села ВязникОв», а не из «села Вязники». Вряд ли первое сочетание могло произноситься как «села вЯзников» с ударением на букву «Я». Это как-то не по-русски. Тогда почему «ВязникОв»?

Местные краеведы в прошлом не обратили внимание на исконно вязниковский промысел. Этот промысел кормил многих жителей, за изделиями наших умельцев приезжали из многих городов области и даже из других регионов — лозоплетение.

Плели различную домашнюю утварь, корзины, туеса, вплоть до мебели. Особой популярностью пользовались зимние детские санки, они были практически в каждой семье.

В уже упомянутом словаре Владимира Даля под словом «вязать» предлагается понимать плести прутками.  Оказывается, что «вязник» это не только вязовый лес, но и «вид ракитника, мелкий кустарник, прутья на веники, прутья для вязки, место, где режут их». Этот кустарник и сегодня в большом количестве произрастает в пойме Клязьмы, на берегах наших многочисленных озёр.

В пользу выдвигаемой версии названия горда Вязников в газете «Районка, 21 век» № 43 была опубликована статья краеведа из Нижнего Новгорода И.Крезовского, в которой он пишет о своих попытках объяснить происхождение названия нашей Клязьмы. Делает он это на научной основе, изучая фонетику языка финно-угорских племён, проживавших в то время в наших местах.

По его исследованиям выходит, что названия рекам часто давали, исходя из характера местности, по которым они протекали. Он предполагает, что слово Клязьма, изменившись со временем, произошло от слова «Кальзема», что в переводе на русский язык означает «ивовая земля», то есть земля, поросшая ивой. Автор исследования подчёркивает, что ива имела важное хозяйственное значение в жизни населения того времени.

Мы привыкли считать, что на нашей земле был исконный промысел по выращиванию и переработке льна. Мы гордимся тем, что наши купцы поставляли парусину для флота Петра. Но это всё появилось позже, а когда первые люди селились в этих местах, то им надо было чем-то заниматься и обустраивать свою жизнь. Безусловно поначалу они занимались рыбной ловлей, охотой, сбором даров природы и какими-то простейшими промыслами, одним из которых и было вязание, плетение из лозы, благо что произрастала она буквально повсюду.

Вязаные изделия помогали устроить людям свой быт, даже рыбу они ловили с помощью изделий из лозы, да этими изделиями можно было и торговать. И промыслом плетения (вязания) из лозы наши предки начали заниматься минимум за сотню лет до выращивания и переработки льна.

Так что здесь жили мастеровые люди, вязавшие из лозы, то есть вязникИ! Тогда вполне объясняются и слова нижегородцев о людях из села ВязникОв. То есть поселения людей, умело вязавших из лозы.

Это кажется логичным объяснением названия города Вязники.

Не претендую на истину в последней инстанции и готов к обсуждению этого варианта нашей истории на страницах газеты «Районка, 21 век».

   Е. АВЕЛЕВ.

Источник: газета «Районка, 21 век» №50(671) от 21.12.2023 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий