Хроники Успенского Погоста
Обычно в местных преданиях зёрна истины густо замешаны на вольных или невольных домыслах. Но тем не менее какие-то факты можно считать реальными.
География Успенского Погоста
«Погост Успенский на реке Суворощи находится в 17 верстах от Вязников и в 105 от Владимира», — так начинается летописное повествование об Успенском Погосте, крупном селе, расположенном на старинном тракте Кострома – Шуя – Вязники – Муром.
Первое упоминание о селе содержится в Патриарших окладных книгах 1628 года. В то время стоял деревянный храм Успенья Пресвятой Богородицы. Однако уже к 50-м годам 17-го века был выстроен каменный, из кирпича местного производства.
История и люди
История поселения на месте нынешнего села уходит в глубокую древность, вероятно, относится к эпохе неолита. Это подтверждают находки обработанных каменных орудий. В 20-е годы XX века при рытье колодца крестьянин Евсеев обнаружил каменный топор. Вместо того, чтобы сдать находку в музей, он приладил к ней ухватистое топорище и долго колол дрова, похваливая орудие, сработанное рукой древнего человека.
В 60-е годы был найден ручной пестик из камня. Черепки керамики, изготовленные явно без применения гончарного круга, попадаются порой в огородах.
Язычество было когда-то основной религией местного населения. В конце 60-х годов 20-го века в русле ручья была обнаружена довольно грубо вырубленная из дуба конная статуя. Вероятно, это было изображение славянского бога Велеса, покровителя скота. Мы, тогдашние дети, не разбираясь в тонкостях религиоведения, отнесли её к входу в храм. На воздухе она быстро рассохлась и дальнейшая её судьба мне не известна.
В сотне метров от села находится городище, которое Л.И. Аносов датировал примерно 13 – 14 веками. Это место называют «Городинкой». В месте слияния двух оврагов, которые, по словам старожилов, были некогда небольшими речками, треугольную площадку замыкает насыпной вал с остатками рва.
Село принадлежало непосредственно царской казне, и жители его не испытывали особого гнёта крепостничества. Был управляющий из местных, который собирал различные пошлины и налоги. К началу ХХ века среди крестьян не было нищих и неграмотных. Кроме церковно-приходской школы, действовала с 70-х годов XIX века земская школа. Это был очень красивый дом с мезонином, в котором располагалась квартира учительницы.
Березины и Мироновы
Документированная история моей семьи начинается с 18-го столетия. В это время жил в селе крестьянин Родион Березин. Его сын – Яков Родионович – стал отцом моего прадеда Алексея Яковлевича, родившегося в 1840 году. Его дочь – Мария Алексеевна – родилась в 1880 году. В 1902-м она вышла замуж за нижегородского мещанина Миронова Алексея Нафонаиловича. Молодые сначала жили в Нижнем Новгороде, где у них родились четверо детей: Иван-1904, Антонина-1906, мой папа, Александр-1908, Василий-1912. В 1940-м году родился мой брат, а в 1954-м — я.
Прадед – Алексей Яковлевич – имел красильню с двумя работниками. Он объезжал на своей конной паре окрестные селения и собирал домотканые холсты для окрашивания. Был он человеком грамотным и предприимчивым, выписывал газеты, журналы, даже толстый литературный журнал «Русское слово».
В дореволюционной России была широко распространена реклама на страницах газет и журналов, помещались каталоги различных фирм. По каталогу картеля «Farben industry» он выписал из Германии различные красители. В то время среди местных красильщиков в ходу были в основном красный и синий, так, что конкуренты прадеда остались далеко позади.
Дед — Алексей Нафонаилович – после реального училища в Нижнем Новгороде работал мастером на цепном и якорном заводе братьев Смеловых, нынешнем «Красном якоре». У его отца, смотрителя Нижегородской ярмарки, был двухэтажный дом, в котором свободно размещалась семья из шести человек. В 1921 году в крупных городах России начался голод, и прадед предложил дочери вернуться в Успенский Погост, где у него ещё оставались две коровы.
Есть семейное, довольно пикантное предание, которое мне поведала 98-летняя тётя. Якобы прадед, Алексей Яковлевич, родился в браке, но не от законного отца, а от барина из соседней деревни Бородино. В 1839 – 40-гг. этой деревней владел некий Борис Васильевич Голицин. Причём, это было рассказано под страшным секретом, как весьма неприличная семейная тайна. Я, например, не вижу в этом факте ничего плохого или хорошего. Это не мешает гордиться поколениями мох крестьянских предков.
Родственники пионера вязниковского кинематографа
Старший брат бабушки – Иван Алексеевич Березин, закончил в Нижнем Новгороде коммерческое училище и консультировал по юридическим вопросам почти всех фабрикантов уезда. Он был женат на Анастасии Александровне Сизяковой, сестре книготорговца и городского головы Николая Александровича Сизякова. Дела у него шли неплохо, но в 1912 году он загорелся идеей открытия в городе Вязники кинотеатра. Деду моему было предложено долевое участие и решение всех технических вопросов. Родительский дом в Нижнем был продан, деньги вложены в предприятие шурина, и в 1914 году кинотеатр «Прогресс» открылся.
Всё шло превосходно, доходы были неплохими, но в 1916 году Иван Алексеевич проиграл кинотеатр в карты Ивану Фатьянову, будущему отцу знаменитого поэта. Бабушка с дедушкой вернулись в Нижний и жили всей семьёй уже в съёмной квартире, пока не перебрались в 1921 году в Успенский Погост.
Мой папа закончил высшее военное училище связи в Ленинграде, мама — учительский институт в Вязниках. Во время Великой Отечественной войны папа был начальником узла связи Второго Украинского фронта, а мама работала в детском доме г. Вязники.
Надежда МИРОНОВА, постоянная жительница села Успенский Погост.
Источник: газета «Районка, 21 век» №45 (666) от 16.11.2023 г.