Как наш земляк Буженинов защищал Отечество 400 лет назад
За почти два с половиной века истории вязниковской Фемиды Иван Саввич Буженинов стал едва ли не самым экзотическим судьей в Вязниках. Он сделал поистине феноменальную карьеру – от рядового солдата до уездного судьи. А потом прямо из судейского кресла отправился командовать батальоном милиции против наступавшей французской армии Наполеона.
Бужениновы в нашем крае известны со времен Ивана Грозного. Основателем этого рода стал Василий Третьяков Буженинов, пожалованный землями в Суздальском уезде. Его внук – Иван Петрович Буженинов, сражался с поляками в пору Великой Смуты начала XVII столетия, а праправнук – Василий Григорьевич Буженинов, воевал со шведами в царствование Петра Великого.
А недавно были обнародованы уникальные документы Российского государственного архива древних актов в Москве о служебной карьере родоначальника Бужениновых — прапрапрадеда вязниковского судьи Петра Васильевича Буженинова. Это типичная биография одного из наших земляков, жившего в Смутное время и принимавшего активное участие в исторических событиях той поры.
В 1643 году жилец (своего рода царский гвардеец) Иван Петрович Буженинов подал челобитную в Разрядный приказ на имя царя Михаила Федоровича Романова, в которой подробно рассказал о службе своего отца: «Отец, государь, мой служил прежним государем и тебе, государю, с своею братьею вместе и в отъездах всякие твои государевы службы лет с сорок и больше».
Петр Буженинов начал службу при царе Василии IV Шуйском, во второй половине 1600-х гг., когда защищал Москву от поляков. Затем «в московское разоренье» продолжил службу сначала в отряде боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, потом во втором ополчении под командованием князя Дмитрия Михайловича Пожарского. У Пожарского наш земляк «был без съезду [то есть безотлучно] и ранен был дважды».
В 1612 году Буженинов был направлен Мининым и Пожарским в отряд боярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, племянника одной из жен Ивана Грозного царицы Марии Темрюковны. Под командой князя Черкасского Буженинов выступил из Москвы в Ярославль и участвовал в разгроме польского гетмана Яна Ходкевича и служивших полякам казаков, а потом в освобождении города Углича.
Летом 1613 года Петр Буженинов был командирован на север в Архангельск и Холмогоры в качестве головы (командира) полка стрельцов. Именно тогда остатки польского корпуса воеводы Лисовского образовали семитысячный отряд, который, будучи отрезан от польско-литовской границы, двинулся на север в Важскую волость, где оккупанты всячески бесчинствовали, убивали и грабили мирное население, а затем пытались захватить Двинский уезд, куда отправили разъезды и шпионов.
Однако в сражениях у Емецкого острога и под Брин-Наволоком в 120 километрах от Архангельска поляки были разгромлены.
Участие Буженинова в этих сравнительно малоизвестных событиях описывается так:
«был у города Архангелскова в головах у стрелцов и от города посылан был к Холмогорам, как из под Новагорода пришли под Холмогоры литовские люди, и отец мой в острог в Холмогорской со стрельцами прошел и с литовскими людьми бился, и те, государь, литовские люди от Колмогор отошли и пошли к городу Архангелскому, и отца, государь, моего за ними посылали в другоряд, и сшедши отец мой бился с ними под городом Архангелским, в город прошел же, и те, государь, литовские люди от города отошли и пошли, государь, возле моря к онежскому устью корельским берегом, и за ними, государь, отца моего посылали, и, сходяся, государь, с теми литовскими людьми бои были и языки имали».
После разгрома поляков на севере, голова Буженинов со своими стрельцами был направлен в Казань, где принял под охрану большой караван из барок и стругов со всевозможными припасами, который направился вниз по течению Волги до Астрахани. Успешно исполнив конвойную службу, Буженинов со стрельцами отправился в плавание по Каспийскому морю, а потом и на реку Яик (Урал), где громил «воровских казаков», татар и калмыков и «сходяся во многих местах, бои были и языки в Острахань приводили».
В тех стычках стрелецкий голова Буженинов вновь получил два ранения, и после исцеления отозван из далекой Астрахани в Москву. Оттуда его назначили в собираемое против поляков под Можайском войско под командованием бояр князей Дмитрия Мамстрюковича Черкасского и Дмитрия Михайловича Пожарского. Черкасский и Пожарский послали Буженинова на разведку для поимки пленных: «для языков полских и литовских людей и языков поимали».
После выполнения этого задания вместе с воеводой стольником князем Иваном Никитичем Хованским Буженинов отправился в погоню за «воровскими казаками» за реку Осетр у Венева в нынешней Тульской области, и тех казаков настигли и «сшедчи, побили и языки поимали». Позже Петр Васильевич вновь воевал против поляков.
К началу 1640-х гг. П. В. Буженинов уже был в отставке. За заслуги отца его сын Иван Петрович Буженинов получил назначение в царскую гвардию и служил царям Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу. В свой черед воевал с поляками — уже вместе со своими сыновьями Иваном и Григорием. А правнук этого Григория – Иван Саввич Буженинов, и стал тем самым вязниковским судьей, начав карьеру рядовым солдатом.
К сожалению, у И. С. Буженинова и его супруги Надежды Михайловны не было детей. А младший брат вязниковского судьи – инженер-поручик Матвей Саввич Буженинов, и вовсе не женился. В результате их наследниками стали двоюродные племянники, жившие в Казани. Однако и они потомства не оставили, поэтому фамильные архивы Бужениновых не сохранились. И лишь столичные архивохранилища сберегли уникальные подробности службы их предка более чем четырехвековой давности.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №40 (661) от 12.10.2023 г.