Мстёрский институт – связующая нить народных традиций
День учителя – праздник, без преувеличения, всенародный. Каждый из нас, независимо от возраста, места жительства, национальности и культуры, во многом – результат знаний, умений, навыков, вложенных педагогами и наставниками. Речь не только о школьных педагогах или воспитателях детсадов, но и о преподавателях средних специальных и высших образовательных учреждений. В этот день они также принимают заслуженные поздравления.
В Вязниковском районе есть уникальное учебное заведение – единственный в территории институт. Профиль его тоже замечательный – он готовит специалистов, на плечи которых ложится забота о сохранении как минимум трёх традиционных мстёрских промыслов: иконописи, лаковой миниатюры и вышивки. Речь – об Институте лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», которым руководит художник по вышивке, член Союза художников России Ирина Юдина.
Богатая история и громкие имена
В декабре этого года Мстёрский институт будет отмечать 5-летие. Впрочем, цифра эта весьма условная и сильно уменьшенная.
Экскурсию по образовательному учреждению согласилась провести кандидат педагогических наук, член Союза художников России и опытный наставник Валерия Борисова. Она сама является выпускницей Модоровского училища.
— В 1932 году при артели «Пролетарское искусство» была создана художественная профтехшкола. Она имела статус фабрично-заводского училища и готовила молодёжь для работы в художественном объединении, — рассказала Валерия Юрьевна. — 3 июня 1936 года состоялся первый выпуск учащихся профшколы. Среди учеников такие известные мэтры, как Ким Бритов, Владимир Молодкин, Владислав Некосов, Григорий Постников, Владимир Телегин, Иван Фомичёв, Борис Французов, нынешний руководитель института Ирина Юдина и многие другие.
В 1986 году образовательное учреждение стало самостоятельным и приобрело статус техникума. В 2010 году училище было переименовано в Мстерский художественный техникум имени Ф.А. Модорова. Затем приказом Министерства образования Российской Федерации от 15 июля 2011 г. на его базе был создан Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи «Высшей школы народных искусств(института)». Наконец, с декабря 2018 года образовательное учреждение функционирует в статусе института при Санкт-Петербургской академии.
Главный наставник – многовековые народные традиции
Уникальность мстёрского института ещё и в том, что его студенты в прямом смысле пропускают через себя и впитывают многовековые традиции мстёрского искусства. Именно оно и является главным наставником для будущих художников.
История мстёрской живописи берёт своё начало в XVII столетии. Тогда в вотчине князей Ромодановских близ Богоявленского монастыря на реке Мстёрке поселились первые мастера-иконописцы. Вначале они творили образа для нужд своей обители и соседних сел. Постепенно сложились местные традиции, своя школа. А потом владельцы слободы Мстёра стали привлекать искусных мстёрских мастеров для работы в Москве. Так их работы получили признание по всей стране.
После 1917 года иконописный промысел стал приходить в упадок. Но мстёрские художники не растерялись, начав быстро осваивать новые сферы применения своих талантов. Сначала они обратились к росписи домашней утвари, а через три года по примеру других древних иконописных поселений освоили производство изделий из папье-маше с былинными и социалистическими сюжетами. Произведения мстёрских миниатюристов, благодаря различным выставкам, были известны от Сибири до Кавказа, отправлялись в православные страны за границу — в Болгарию, Грецию, Румынию.
— В отличие от своих коллег из соседнего Палеха, художники Мстёры не стали использовать черный фон. Они писали свои миниатюры на фоне нежных, красочных пейзажей. Мстёрскую живопись наши преподаватели часто называют «просветлённой», — рассказывают студенты. — Глубокое синее небо, клубятся облака, сияет солнце, текут полноводные реки, зеленеют деревья, высятся горы. И герои миниатюр — люди, животные, птицы — часть этого живописного пейзажа. Он немного условный, как в иконописи, что создаёт ощущение сказочности, необычности.
Не остаётся без внимания учеников и вышивка — ещё одна гордость мстерян. История этого промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи. В XVIII веке была распространена вышивка по бархату и атласу золотом и серебром. Одна из самых красивых техник — белая гладь с изящными мелкими узорами растительного орнамента на тонких хлопчатобумажных тканях.
Отдельные занятия в образовательном учреждении посвящены истории и технике вышивки цветными нитками по тканям или так называемому «владимирскому шву». Узор выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета. В настоящее время белая гладь и цветная вышивка используются в изготовлении художественных изделий, нарядной одежды, белья, предметов интерьера.
Секретами мастерства с подрастающим поколением делятся выдающиеся мэтры живописи. Среди них — народный художник России, профессор кафедры художественно-исполнительской и проектной деятельности Владислав Некосов, народный художник РФ Николай Молодкин, Юрий Лебедев, Ирина Копытина, Надежда Гурьянова. Они учат своих подопечных не только исконным приёмам письма, но и технике травления краски, секретам создания папье-маше. Для последнего в институте существует собственная лаборатория.
Будущее искусства Мстёры – в руках молодых
Подготовка в институте ведётся по двум ступеням – среднего и высшего профессионального образования. Студенты, получающие среднее специальное образование, обучаются 2 года и 10 месяцев. Желающих много, набор стабильно высокий. Ежегодно поступают 25 – 27 абитуриентов.
На базе института действуют программы бакалавриата — декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, а также специалитета по направлению живопись. Срок обучения составляет 4 года или 6 лет соответственно. Форма исключительно очная. Поступить в институт могут только те, кто прошёл подготовку на ступени СПО и сдал все необходимые экзамены и творческие испытания.
— На выходе мы получаем специалиста широкого профиля, — констатирует Валерия Борисова. — Раньше во главу угла ставилось именно воспитание художника. Современные же образовательные стандарты диктуют нам, что дипломированный специалист, который выходит из наших стен, должен быть компетентен и в менеджменте, и в педагогике, и в теории искусства.
Выпускники Мстёрского вуза устраиваются на работу преподавателями в школы искусств, основные общеобразовательные учреждения. Их охотно принимают модные частные студии далеко за пределами Владимирской области. А вот непосредственно в иконописцы и миниатюристы идут только единицы.
— Резко изменилось положение художника и самой профессии миниатюриста в современном культурном пространстве, — с грустью замечает Валерия Борисова. — Произведения искусства создают единичные художники. Без государственной системы закупок творческих авторских работ художников-миниатюристов и иконописцев невозможно поддерживать мастеров на должном финансовом уровне. Всё сводится к изготовлению примитивной сувенирной продукции. Именно поэтому некоторые талантливые студенты после получения диплома не видят себя в профессии.
Есть и более позитивные примеры. Несколько молодых людей — воспитанников института в прошлом году занимались реставрацией фресок мстёрских храмов. И хотя у опытных педагогов остались замечания к их работам, представители духовенства положительно оценили результат. Так что, всё ещё впереди… Мстёрская земля испокон веков слыла кузницей настоящих талантов, бережно сохраняющих и приумножающих народные традиции. На том и стоим.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №39 (660) от 5.10.2023 г.