Поликультурная школа, где учат быть патриотами России
Вязниковский район, равно как и вся Владимирская область, – земля, открытая для людей всех национальностей. Здесь, согласно известному лозунгу: «от каждого – по способностям, каждому — по труду». Для граждан, приезжающих в нашу территорию из других государств, создаются комфортные условия для социализации. Но одно дело взрослые, а совсем другое – дети. Малыши и подростки оказываются в новой социокультурной и языковой среде. Порой им бывает сложно освоиться и адаптироваться к новой учебной программе, наладить мостики коммуникации со сверстниками. Впрочем, и на этот случай в Вязниковском районе есть положительный опыт работы. В Стёпанцевской средней общеобразовательной школе с 2015 года реализуется проект по обучению и социализации детей-инофонов. За это время накоплен огромный теоретический и практический опыт. О нём и попросили рассказать.
Не было бы счастья…
Муниципальное образование Стёпанцевское в плане взаимоотношений с гражданами других государств стоит некоторым особняком на карте Вязниковского района. Здесь очень сильны узбекское и таджикское землячества. В начале двухтысячных годов сюда перебралась и Ирина Цапурина. Незадолго до этого в солнечном Ташкенте она окончила педагогический институт, где изучала русско-корейскую филологию и даже успела поработать по специальности — преподавателем. Но экономическая ситуация в Узбекистане, закрытие до трети промышленных предприятий, инфляция, урезание расходов на «социалку» вынудили многих искать счастье в братской России.
Молодого учителя с распростёртыми объятиями встретила Стёпанцевская средняя общеобразовательная школа. Её директор Наталья Сидорова помогла с оформлением документов на получение гражданства. Нашлось и подходящее жильё…
Новый педагог не только быстро освоилась на селе, но и профессиональным взглядом выявила проблему: в окрестностях проживает большое количество семей из бывшего СССР. Многие из их детей до переезда не изучали русский язык, следовательно, процесс обучения в России был сильно затруднён. Решение нашлось достаточно оперативно — разработка и внедрение в практику специальной программы по обучению и социализации детей-инофонов. Это стало первым шагом на долгом педагогическом пути.
Своя лепёшка лучше чужого плова
Усилиями педагогического коллектива Стёпанцевской СОШ были разработаны две программы: «Русский язык как иностранный» и «Школа как мир». Их главная задача не только в максимально короткие сроки научить школьников из других стран читать и писать на русском языке, но и сформировать единую культурную среду.
— Специально для детей-инофонов в образовательный процесс были включены тематические кружки и внеурочные занятия по изучению русской культуры вместе со сверстниками-носителями языка. Благодаря этому, ученики-иностранцы комфортнее входили в новую среду и начинали быстрее воспринимать нашу речь, — поясняет Ирина Сергеевна. — В классе инофоны учатся вместе с местной детворой.
На занятиях, к примеру, педагог рассказывает ученикам о смысле иностранных пословиц. Ребята с интересом узнают о том, что узбекским эквивалентом русской фразы «В гостях хорошо, а дома лучше» является поговорка «Своя лепёшка лучше чужого плова». К концу учебного года многие из инофонов признаются, что начинают не просто разговаривать, а думать по-русски.
В 2020 году педагог Ирина Цапурина выступила в качестве автора-составителя сборника методических материалов по обучению детей-инофонов русскому языку. Книга была издана Владимирским институтом развития образования имени Л. И. Новиковой.
На базе Стёпанцевской школы для детей также разработан словарь на узбекском, армянском, таджикском и украинском языках. В нём содержатся наиболее часто употребляемые слова и выражения для приветствия, прощания, благодарности, обозначения дней недели, времён года, времени суток, цветов и так далее.
Поликультурная школа
Начинания стёпанцевских педагогов получили дальнейшее развитие. Образовательное учреждение приобрело статус муниципальной инновационной площадки по развитию эффективных педагогических условий для функционирования поликультурного пространства в сельской школе. В настоящее время здесь реализуется районный проект под названием «Поликультурная школа».
Из 300 школьников сейчас в классах примерно 60 инофонов, то есть для каждого пятого ученика русский язык остаётся иностранным. К уже апробированным методикам работы в поликультурных классах добавляются новые приёмы, направленные на дальнейшую социализацию юных выходцев из соседних государств. В ходе уроков русского языка и литературы И.С. Цапурина учит своих воспитанников понимать интересы и религию других людей, воспитывает уважение к местным традициям. На классных часах и «Разговорах о важном» учащиеся беседуют о своей Родине, традициях, нравах и обычаях. Школьники-мусульмане с интересом слушают о православных традициях, ценностях и наоборот.
Очень большое внимание уделяется различным внеклассным встречам, совместным праздникам и экскурсиям. Под эгидой школы в посёлке проводят спортивные и кулинарные праздники, ставят театральные представления, участвуют в играх КВН. Педагоги специально стараются строить культурные программы таким образом, чтобы в одном школьном концерте присутствовали русские и таджикские танцы, игры разных народов, песни, стихи. Получается максимальное погружение на уровне всех органов чувств.
— Упор делается на формирование гражданской идентичности, — поясняют в образовательном учреждении. — Одна из целей нашей деятельности в качестве муниципальной инновационной площадки заключается в том, чтобы, воспитанники, получая гражданство, становились патриотами России. Именно поэтому мы максимально полно раскрываем им палитру социокультурного многообразия нашей страны и Вязниковского края.
Директор школы Наталья Сидорова дополняет это высказывание ещё одним пунктом. После окончания школы у стёпанцевских выпускников должно быть сформировано желание продолжать жить и трудиться в нашей стране, а в идеале – в районе.
Результат есть!
Как и в любом проекте, для процесса социализации детей-инофонов важен результат. О верном движении в выбранном направлении можно судить по выпускникам. Ребята, для которых недавно проблемой было прочитать простейший текст на русском языке, сейчас уже студенты престижных ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. Среди них есть медики, инженеры, химики, аграрии и, конечно, педагоги.
— Мы внимательно следим за судьбой наших «птенцов», — говорит директор. — Могу сказать однозначно: ни за одного из них нам не приходится краснеть. Они хорошо учатся, активно участвуют в общественных делах, достигают вершин в спорте и творчестве. Так держать! Гордимся вами!
Подготовил Андрей ВЕДЕНЕЕВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №37 (658) от 21.09.2023 г.