Как Пировы Городищи стали вотчиной Троице-Сергиевой лавры
В истории Вязниковского края особое место занимает село Пировы Городищи. Формально оно нынче входит в черту муниципального образования, но фактически это отдельное село с многовековой историей. Пировы Городищи — словно спутник в тени планеты, так как в истории их заслоняет древний город Ярополч-Залесский, валы которого находятся рядом с селом. В названии села явно содержится память об исчезнувшем городе, хотя почему Городищи именно Пировы, внятно никто еще не смог объяснить.
Из монастырских в казённые
Известно, что Пировы Городищи до 1764 года являлись владением Троице-Сергиева монастыря, ставшего лаврой. А когда императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных и монастырских имений, данное селение перешло в ведение Государственной коллегии экономии, а позже, уже при Николае I, стало казенным селением под управлением Владимирской палаты государственных имуществ.
Однако до сих пор мы не знаем, кто именно «приложил» по средневековому выражению, Пировы Городищи в обитель Преподобного Сергия Радонежского? Практика пожертвований вотчин монастырям на помин души и всех своих предков была широко распространена на Руси среди знати и даже рядовых детей боярских. Но отдать монастырю целое село с окрестными деревнями — это был очень щедрый дар, который мог позволить себе лишь весьма состоятельный человек.
И, очевидно, это случилось в незапамятные времена, потому что в XIX веке о бывших владельцах Пировых Городищ и окрестных земель уже никто не помнил. Нет упоминаний об этом и в сохранившихся архивных документах. Между тем, история вязниковской земли с первой четверти XVII столетия отслеживается более-менее точно, почти все владельцы сел и деревень известны наперечет. Но уже тогда Пировы Городищи являлись троицкой монастырской вотчиной.
Значительная часть архивов предшествующих веков — от XVI и раньше, погибла во время опустошительных московских пожаров времен Великой Смуты и начала царствования первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Огонь тогда испепелил анналы столичных приказов.
Неудивительно, что писцовые книги, скажем, царствования Ивана Грозного по нашему краю известны лишь фрагментарно, и четкую картинку из этой, поврежденной неумолимым временем мозаики сложить очень трудно и порой невозможно.
Владельцы Ярополча
Но если нельзя подойти к разгадке прежних владельцев Пировых Городищ, двигаясь вглубь веков, то можно попытаться зайти с другой стороны.
Что мы знаем о последних владельцах древнего Ярополча и Ярополческого стана, разгромленных ордынцами Батыя?
Известно, что в 1390 году только что вступивший на московский престол великий князь Василий I Дмитриевич забрал у своего двоюродного дяди, героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго Ржеву с уездом и передал ему в качестве компенсации «Ярополч да Медуши», то есть Ярополчский и Медушский станы на территории нынешних Вязниковского и Ковровского районов Владимирской области.
Какой статус тогда имел Ярополч — города или сельского административного центра, – тема отдельная, но однозначно, что именно князь Владимир получил значительные земельные угодья и вотчины в окрестностях нынешних Вязников.
Во время археологических раскопок, которые проводились в третьей четверти XX века на территории ярополчского городища близ Пировых Городищ известным ученым-археологом профессором Марией Владимировной Седовой, была найдена монета князя Семена Владимировича Боровского, датированная специалистами 1410-1416 годами.
Этот Семен — второй из пяти сыновей Владимира Андреевича Храброго от брака с Еленой Ольгердовной, дочерью великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича. Когда князь Владимир скончался в 1410 году, его сыновья поделили родительские владения. Столицу удельного княжества Серпухов забрал старший из братьев князь Иван Владимирович. А следующий по старшинству князь Семен Владимирович получил подмосковный Боровск. Очевидно, в качестве прибавки к Боровску, уступавшему Серпухову, ему и были добавлены Ярополчский и Медушский станы.
Князь Серпуховской и Боровский
А далее началась череда трагедий в серпуховском княжеском доме. Сначала в 1422 году неожиданно умер 41-летний удельный князь Иван Серпуховской. Сыновей он не оставил, и наследство перешло следующемуу по старшинству брату – князю Семену Боровскому, ставшему еще и Серпуховским. Именно он владел Ярополчским станом.
Не прошло и четырех лет, как в августе 1426 года грянула эпидемия «моровой язвы». В конце лета умер младший брат Семена 38-летний князь Ярослав-Афанасий, владевший городом Малоярославцем. Затем в начале осени скончался самый младший из братьев – князь Андрей Радонежский (ему было не более 35 лет). Наконец, в том же сентябре 1426 года от «моровой язвы» умер и 40-летний Семен Владимирович, князь Серпуховской и Боровский, приняв перед смертью иноческий постриг с именем Савва. А в начале 1427 года от той же эпидемии скончался и последний из сыновей Владимира Храброго – Василий, князь Перемышльский и Углицкий.
Владевший Яропольем князь Семен наследников не оставил, как и почти все его братья. Часть вотчин князя Семена Владимировича унаследовала его вдова княгиня Василиса Семеновна, дочь князя Семена Романовича Новосильского из рода черниговских рюриковичей. Она надолго пережила любимого мужа и скончалась в 1462 году, не оставив наследников. Скорее всего, именно она и пожаловала село Пировы Городищи с деревнями Троице-Сергиеву монастырю на вечное поминание мужа, себя и своей родни.
Еще одна деталь. Четыре из пяти сыновей Владимира Храброго были похоронены в Архангельском соборе Московского Кремля. Их гробницы там можно видеть и сегодня. И лишь один из братьев нашел место последнего упокоения в Троице-Сергиевом монастыре. Это Семен Владимирович Серпуховской и Боровский, владевший бывшим Ярополчем и его окрестностями!
Неудивительно, что этому монастырю не имевшая наследников княгиня Василиса Семеновна и пожаловала свою вотчину на Клязьме. Практически нет оснований сомневаться в том, что Пировы Городищи достались Троице-Сергиеву монастырю именно так. Неизвестно лишь, когда именно это произошло: в 1426 году сразу после кончины князя Семена-Саввы Серпуховского и Боровского? Или же в 1462 году после кончины его вдовы княгини Василисы Семеновны по ее духовной. Но, так или иначе, данные наблюдения существенно дополнят как историю Пировых Городищ, так и историческую хронику Вязниковского края в целом.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №27 (648) от 20.07.2023 г.