Брат Александра Невского, спасший наш край
775 лет назад нашему краю угрожало литовское нашествие. Пользуясь тем, что Русь была ослаблена нашествием монголов и тем, что лучший русский полководец Александр Невский уехал в Орду, литовцы князя Миндовга решили напасть на Владимиро-Суздальское княжество. И тогда в условиях безвластия и разброда против страшного врага выступил князь Михаил Ярославич — ныне прочно забытый младший брат Александра Невского.
Братьям Александра Невского в истории повезло куда меньше. И мало кто знает, что этих братьев было восемь. В кино и книгах герой Невской битвы и Ледового побоища обычно фигурирует один, в крайнем случае, с младшим братом Андреем Суздальским. Между тем, следующий за Александром по старшинству брат – Михаил Ярославич, прожил недолгую, но очень яркую жизнь.
Точный год рождения Михаила неизвестен. Ряд историков полагает, что он появился на свет в 1229 году, то есть был примерно на 8 лет моложе Невского. Зато точно известно место рождения — город Переславль-Залесский. В 1238 году княжич пережил нашествие Батыя, спасшись в новгородских пределах, куда монголы дойти не смогли.
Боевое крещение юный княжич получил уже в 16-летнем возрасте. В 1245 году, воспользовавшись ослаблением Руси после Батыева нашествия, 10-тысячное литовское войско напало на Торжок и Бежецк — пограничные рубежи Новгородской земли. Бежецкий князь Ярослав Владимирович потерпел поражение. И тогда на помощь ему примчался из Москвы молодой князь Михаил Ярославич со своей дружиной. Под Торопцом ему удалось нагнать литовцев, возвращавшихся домой с добычей и пленными.
Догнав литовцев под Торопцом, Михаил Ярославич, несмотря на огромное численное превосходство врага, сходу вступил в бой и разгромил захватчиков. Но большая часть литовского войска успела укрепиться в Торопце. Сил для штурма города у Михаила не хватало, однако утром следующего дня ему на помощь из Новгорода подоспел старший брат – Александр Невский. Братья соединили свои дружины и после ожесточенного штурма ворвались в Торопец. В бою погибли восемь литовских князей, а все русские пленные были освобождены. После этой эпопеи юный Михаил получил почетное прозвище Хоробрит или Храбрый. В российской истории такое же прозвание позже имел лишь праправнук Александра Невского — герой Куликовской битвы князь Владимир Серпуховской.
Спустя несколько дней после взятия Торопца, из Литвы туда двинулся еще один большой отряд воинов, поэтому Александр и Михаил Ярославичи вновь вступили в бой и опять победили, перебив литовцев у озера Жизца.
В 1246 году в монгольской столице Каракоруме умер великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, отец Невского и Михаила Ярославича. Великое княжение перешло к младшему брату покойного – Святославу III Всеволодовичу, княжившему в Юрьеве-Польском. Он дал племяннику Михаилу в удел Москву, где тот правил еще при жизни отца.
Но старшие Ярославичи остались недовольны тем, что Владимир на Клязьме перешел к дяде. В 1247-м Александр Невский и его брат Андрей Суздальский отправились к Батыю, а потом к кагану Монгольской империи Гуюку, прося великого княжения себе.
Однако после их отъезда события во Владимире приняли неожиданный оборот. 18-летний Михаил Храбрый в самом начале 1248 года неожиданным налетом захватил столицу, изгнав оттуда дядю Святослава. Тот не смог противостоять напору храброго до безрассудства племянника и бежал в Юрьев-Польской.
Став великим князем Владимирским, Михаил Ярославич объединил силы Владимира и Москвы. Но править ему было суждено всего несколько дней. Проведав о междоусобице в клане Ярославичей и зная, что Александр Невский находится в далёких монгольских степях, литовцы вновь подняли голову, решив отомстить за недавний разгром.
Они быстро собрали большое войско и выступили в поход. Их целью являлись Москва, Владимир, а потом и другие города по Клязьме — Стародуб, Ярополч-Залесский. Литовское войско насчитывало не менее 30 тысяч воинов почти одной отборной конницы. Его предводители рассчитывали захватить русских врасплох.
Но сторожевые посты успели предупредить князя Михаила. Времени на сборы большого войска у него не оставалось. Поэтому с одной лишь дружиной он, желая избежать разорения Владимиро-Суздальской Руси, выступил навстречу литовцам. Противники сошлись 15 января 1248 года на пограничной реке Протве — притоке Оки. Очевидно, для литовцев, уверенных во внезапности своего нападения, появление отряда Михаила Ярославича стало неожиданностью.
Вопреки здравому смыслу и полководческой науке Михаил Храбрый ударил на превосходящего в несколько раз врага. И яростный напор русских совершил чудо. Огромное литовское войско попятилось, сбилось в кучу, стало отступать. Казалось, еще немного и отступление литовцев перейдет в бегство. Но тут князь Михаил получил смертельное ранение. Потеряв любимого князя, его дружинники оторвались от литовцев и ушли.
Но формальная победа врага оказалась пирровой. Литовское войско понесло большие потери, а у оставшихся в живых пропала всякая охота продолжать поход. Не захватив ни одного города в пределах Владимирского княжества, литовцы двинулись назад.
Узнав об исходе боя, епископ Суздальский и Ростовский Кирилл II, находившийся во Владимире и управлявший епархией еще с домонгольских времен, приказал разыскать тело Михаила Храброго. Убитого князя нашли под снежным саваном и привезли в столицу. Владыка Кирилл в окружении бояр, дружины и всех владимирцев совершил торжественное погребение Михаила Ярославича в кафедральном Успенском соборе. Позже эта могила была затеряна.
Брат Александра Невского стал последним великим князем Владимирским и Московским, погибшим в бою. Современники воспринимали его как героя, отдавшего жизнь «за други своя». И хотя позже он оказался в тени своего старшего брата, нашей благодарной памяти Михаил Храбрый безусловно достоин.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №17 (638) от 12.05.2023 г.