Обитель преподобного Сергия
Преподобный Сергий Радонежский, один из наиболее почитаемых на Руси святых, основал несколько монастырей. Наиболее известным из них является Троице-Сергиева лавра в Подмосковье, но и в пределах нынешнего Владимирского региона также есть обители, начало которым положил Радонежский игумен. Например, Георгиевский скит, расположенный среди лесов и болот на левом берегу Клязьмы, между Вязниками и Гороховцом.
Известие о возникновении Георгиевской пустыни содержится в нескольких летописях. В 1365 году Сергий Радонежский по просьбе митрополита Московского Алексия и юного великого князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) направился в Нижний Новгород для того, чтобы повлиять на нижегородского князя Бориса Константиновича, спорившего о власти с братом Дмитрием — союзником Москвы. Преподобный пришел в Нижний пешком (!) и, пригрозив отлучением от церкви, смирил гордого Бориса.
На обратном пути уже тогда прославленный игумен благословил строительство пустыни неподалеку от Клязьмы, где была устроена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. По преданию, Сергий Радонежский подарил новоустроенной обители серебряный позолоченный напрестольный крест, сохранявшийся там до 1930-х годов.
Новая пустынь не теряла связей с Троице-Сергиевым монастырем, а при жизни преподобного — и с ним самим. После победы русских войск в Куликовской битве в Троицкой пустыни был выстроен второй деревянный храм в честь святого Георгия Победоносца. С той поры пустынь стали называть Георгиевской.
Но и после разгрома на Куликовом поле наследники Мамая, пользуясь раздорами на Руси, не раз опустошали ее пределы. Зимой 1541 года крымский хан Сафа-Гирей с 30-тысячным войском разорил земли нынешнего Владимирского края. Тогда же была полностью уничтожена и Георгиевская пустынь. Немногие оставшиеся в живых старцы бежали в лесные дебри и там скрывались почти полвека. Только в 1590 году к сыну Ивана Грозного царю Федору Ивановичу обратился соборный старец Троице-Сергиева монастыря Варсонофий (Якимов) с просьбой помочь восстановить Георгиевскую обитель. Царь повелел выстроить в пустыни новый храм и собрать братию, пожаловав им вотчину Конюш-остров в Муромской уезде, «чтобы Угодника Христова Сергия славилось начало».
К 1628 году в Георгиевской пустыни имелся храм в честь св. Георгия Победоносца, кельи и деревянная ограда. В обители проживали иеромонах Гермоген и 10 иноков. Около обители возникла и крестьянская слободка из 14 дворов. Монастырю принадлежало 14 озер и 13 истоков с богатыми рыбными ловлями.
Одним из последних настоятелей Георгиевской пустыни стал строитель Прохор (Спесивцев), вклад которого — массивное напрестольное Евангелие в окладе из позолоченного серебра, пожертвованное в 1691 году, долго сохранялась в Георгиевской церкви как реликвия. В начале XVIII века в царствование Петра I пустынь запустела, а в 1764 году по указу Екатерины II все небольшие монастыри были упразднены, в их числе и Георгиевская пустынь. С того времени обитель Сергия Радонежского стала центром сельского прихода и получила название «село Георгиевская слободка». В 1782 году старые деревянные Троицкая и Георгиевские церкви были перестроены в одну — Троицкую с Георгиевским приделом.
В приходе Георгиевской слободки к 1898 году насчитывалось около 800 человек, не считая старообрядцев, с 1894-го там действовала церковно-приходская школа. Одним из последних настоятелей стал священник Василий Ключарев, назначенный в Георгиевскую церковь в 1899-м. В 1930-е годы храм в Георгиевской слободке закрыли. Долгое время церковное здание использовалось местным колхозом для различных хозяйственных целей. Потом пожары и люди завершили уничтожение того немногого, что еще хоть как-то напоминало о Георгиевской пустыни — казалось, навсегда. Тем более что и сам населенный пункт Георгиевская слободка, переиначенный в деревню Егорий, перестал существовать.
Очередное, уже третье по счету рождение обители преподобного Сергия состоялось в 1996 году. Восстанавливалась пустынь в качестве Георгиевского скита Гороховецкого Николаевского монастыря, благодаря инициативе и энергии настоятеля данной обители игумена Петра (Радзина). И хотя в октябре 2001-го игумен был переведен в Смоленскую Зосимову пустынь в Александровском районе, начатое им дело с успехом продолжается до сих пор.
Скит расположен на пойменном левом берегу Клязьмы напротив вязниковской деревни Перово, а ближайшие мосты имеется лишь в Вязниках и в Гороховце, да и то — наплавные, наводящиеся лишь в летнюю пору. Поэтому без лодок в повседневной монастырской жизни не обойтись. Река Клязьма здесь в ширину достигает 400 метров. Течение достаточно сильное, поэтому на узкой лодчонке перебраться с берега на берег, да еще и с пассажирами на борту, весьма непросто. От лодочника требуется немало сноровки, чтобы лодку не снесло течением. Одно неосторожное движение и утлый челн вообще может перевернуться! В распутицу скит порой неделями отрезан от «большой земли». Труднее всего во время ледостава и ранней весной. По тонкому неокрепшему льду иноки перебираются втроем или вчетвером, обвязавшись длинной веревкой. Если кто-то проваливается под лед, то остальные его вытаскивают.
Лучше всего добираться в скит весной в высокую полую воду. Тогда можно пользоваться моторкой. В половодье катер может подняться по «старому Луху» прямо к скиту. Но летом же, переправляясь через Клязьму, до скита надо преодолеть еще около четырех километров непростой лесной дороги. Если бы не труды братии, которая расчищает колею, добраться до скита от реки и вовсе было бы невозможно. Есть, правда, и другая дорога — за 25 верст в объезд через Гороховец, причем, за мостом ее качество почти не отличается от прямого пути, от перевоза через реку.
Строения скита, расположенные рядом со старицей Луха в окружении дремучего леса и непролазных болот, состоят из десятка домиков-келий и различных хозяйственных построек. Многое из необходимого для жизни братия делает своими руками. Там имеется обширный огород и теплицы. Хорошим подспорьем является рыбная ловля. В окрестных озерах и сейчас обилие рыбы. А в лесах столько грибов, что иноки берут почти одни белые.
В центре скита находится деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, выстроенный в старинных архитектурных традициях об одной главе с двухъярусной шатровой звонницей. Колокольный звон из скита, особенно в погожий день, долетает до Клязьмы, и заезжим туристам на речном берегу кажется, что это эхо от скрытого в глубинах вод былинного града Китежа.
Еще один колокол укреплен на стене одной из келий, в которой имеется небольшая домовая церковь. Это даже не колокол, а корабельная рында, подаренная обители в Гороховце. По ее сигналу братия собирается на молитву, в церковь и на трапезу.
Практически все, хоть раз побывавшие в скиту, сходятся во мнении, что это место — особенное, намоленное и благодатное. В обители преподобного Сергия каждого охватывает чувство душевного покоя и просветленности. Знающие люди утверждают, что эти ощущения очень схожи с теми, которыми дарит паломникам Троице-Сергиева лавра.
В Георгиевском скиту кажется, что время остановилось, и из леса того и гляди выйдет смиренный старец с дорожным посохом и с особенным ясным взглядом из-под насупленных бровей — как это уже случилось 658 лет назад…
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №15 (636) от 20.04.2023 г.