//   Погода:
Новости

Саровскую пустынь основали гороховецкие иноки

Серафим Саровский — один из самых почитаемых православных святых в России. И  знаменитая Успенская Саровская пустынь изначально находилась в пределах сначала Суздальской, а потом Владимирской епархии, а основали ее иноки из тогдашнего Гороховецкого уезда, из затерянной в заклязьменских лесах Флорищевой пустыни.

Все началось в 1749 году, когда при епископе Суздальском и Юрьевском Порфирии по указу императрицы Елизаветы Петровны из Синодальной, бывшей Патриаршей области к Суздальской епархии были приписаны сразу несколько городов с уездами, в которых находилось 220 приходских церквей. Именно тогда в составе Суздальской епархии и оказался Саровский монастырь, находившийся тогда в Темниковском уезде.

В Суздальской епархии Саровская пустынь оставалась почти целое десятилетие, вплоть до 1758 года. Именно тогда суздальский историк XVIII столетия ключарь Богородице-Рождественского собора Ананий Федоров составил свою известную книгу «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале», где в разделе «О приписных к Суждальской епархии городех» дается описание Саровской пустыни — самое первое в литературе:

«…В помянутом Темниковском уезде имеется пустыня, в великих непроходимых лесах, именуемая Саровская, отдаленная весма от селений мирских со всех стран, имеющи начальствующего строителя. Обитель оная в недавних весма годех составися, при реке Сарове именуемой, на месте где прежде в древние лета имелся некоторый Касимовского царства град, называемый Сатин, и потом много лет бывший в опустении; пребывающии в той обители монахи и бельцы житие имеют воздержное и крепкое, пищу и одежду общую, и более упражняются в трудах, между ими и сам строитель первенство во всяком имеет деле; чин весь монастырский взят из Флорищевой пустыни, сущия в Гороховском уезде. К той пустыне вотчин никаковых кроме лесу и пашенной земли не имеется, но довольствуются от подаяния христолюбцев, которые христолюбцы премного тую снабдевают не токмо святей церкви потребными, но и братии на пищу и одежду весма неоскудно. В помянутой пустыни церквы святыя устроены каменыя пять, и внутренним и внешним украшением премного украшены».

Таким обозом, первые иноки и монастырский устав в Саровскую пустынь были взяты из Гороховецкого уезда. В 1751 году епископ Суздальский Порфирий получил жалобу от братии Саровской пустыни на настоятеля обители Маркелла. Владыка перевел Маркелла в другой монастырь, а в Саров прислал нового настоятеля — иеромонаха Исаакия, ранее занимавшего должность эконома (заведующего хозяйством) Суздальского архиерейского дома. Но назначенный в Саров «сверху», Исаакий оказался чужеродным телом в монастыре. С его приходом внутренние распри среди братии не прекратились, а вспыхнули с новой силой. Поэтому в 1753 году епископу Суздальскому Порфирию пришлось лично приехать в Саров для наведения порядка и поддержки своего ставленника. Им были упорядочены монастырские денежные дела, и в качестве одного из обязательных условий сохранения мира в монастыре было выдвинуто требование непременного и точного соблюдения монастырского устава. С помощью суздальского епископа и традиций обители во Флорищах мир и порядок в Саровской пустыни были-таки установлены.

В 1758 году Саровская пустынь была перечислена из Суздальской епархии в возрожденную Тамбовскую. Но там обитель оставалась недолго. Уже в 1764 году, после секуляризации церковных имений и распределения епархий на классы, императрица Екатерина II включила Саровскую пустынь во Владимирскую епархию, именовавшуюся до того времени еще и Яропольской. В ту пору Саров почитался во Владимире захолустьем, поэтому, к примеру, когда в декабре того же 1764 года священник Владимирского Успенского девичьего монастыря Козьма Иванов оскорбил самого Владимирского владыку Павла (Гребневского), тот приказал отправить строптивого иерея в Саровскую пустынь в ссылку на полгода для «совести его поправления».

В 1771 году новый епископ Владимирский и Муромский Иероним (Формаковский) для празднования Рождества Христова во Владимире вызвал туда настоятелей всех монастырей епархии, в том числе и иеромонаха Ефрема из Сарова.

Стараниями отца Ефрема в Саровской пустыни в 1770-1777 гг. был воздвигнут обширный и величественный Успенский собор. Весной 1777-го настоятель Ефрем почувствовал себя чересчур слабым, чтобы продолжать полноценное управление  монастырем. Он подал письменную просьбу об увольнении Преосвященному Иерониму Владимирскому.

По рекомендации Ефрема и по выбору братии преемником стал молодой иеромонах Пахомий, которого и утвердил Преосвященный Иероним. После вступления в настоятельскую должность Пахомий занялся подготовкой к освящению Успенского собора, которое совершил епископ Владимирский Иероним 15 августа 1778 года в престольный праздник Успения Богородицы. Во время освящения храма преосвященный Иероним произнес проповедь, которую потом издали отдельной брошюрой. Бывший строитель Ефрем лишь 77 дней не дожил до освящения собора.

В тот же год, 20 ноября 1778 года, пришел в Саровский монастырь и стал там послушником 19-летний юноша Прохор Мошнин — будущий преподобный Серафим Саровский.

Осматривая Саровскую пустынь в августе 1778 г. преосвященный Иероним побывал в подземной церкви обители и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший тогда в Сарове помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец автора «Путешествия из Петербурга в Москву») изъявил готовность помочь материально. Им была куплена напрестольная мраморная доска, изготовленная в Петербурге, сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над которой был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта церковь была освящена 15 августа 1780 года тем же епископом Владимирским Иеронимом.

В 1789 году, при очередной реорганизации церковных областей, когда отдельные епархии Владимирская и Суздальская были объединены во Владимиро-Суздальскую, Саровская пустынь вновь отошла в ведение тамбовского архиерея, на этот раз окончательно. Что же касается преподобного Серафима Саровского, то он принял иноческий постриг в Саровской пустыни в 1786-м, в ту пору, когда обитель еще оставалась в ведении Владимирского епископа.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: газета «Районка, 21 век» №13 (634) от 06.04.2023 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий