Его считали волшебником
«Волга вышла из берегов! Вода подступает к зданию университета. Она все ближе, волны уже плещутся в здании. Вода вливается в зал. Ее уровень все выше и выше», — почти бесстрастно вещал седой профессор. Его студенты тем временем ощутимо волновались. Некоторые уже становились на скамьи и чуть ли не лезли на стены. Это не хроника очередного стихийного бедствия, а рассказ о лекции в одном из университетов Поволжья. Лектор в виде психологического опыта загипнотизировал своих студентов и внушил им, что началось наводнение. Это был профессор Михаил Павлович Кутанин — корифей отечественной психиатрии. Выпускник медицинских факультетов Берлинского и Московского университетов, он более 40 лет возглавлял кафедру психиатрии Саратовского университета, создав целую научную школу.
Корни из вязниковского бора
Кутанины принадлежали к числу разночинцев. Дед профессора – Василий Иванович Кутанин, в царствование Николая I служил владимирским губернским лесничим в чине надворного советника (подполковника) и неоднократно бывал в Ярополческом и Мугреевском борах Вязниковского уезда, составлявшими значительную часть лесных богатств Владимирской губернии. Лесничий Кутанин много сделал для приумножения и сбережения местных лесов, за что был награжден тремя орденами, что для скромного провинциального чиновника случай почти беспрецедентный.
Его сын – Павел Васильевич Кутанин, в детстве часто сопровождал отца в его поездках по лесной глухомани, поэтому полюбил природу и тоже стремился работать на земле. Он окончил школу межевых топографов и стал служить сначала помощником землемера, а в 1870 году был назначен уездным землемером обширнейшего тогда Гороховецкого уезда. В Гороховце он женился, там родились его дочери Мария и Анастасия. В качестве гороховецкого землемера Павел Кутанин заслужил авторитет и уважение местных крестьян, которые избрали его своим гласным (депутатом) в местное земство — орган самоуправления, ведавший образованием, медициной, дорогами и иными сферами уездной жизни. Там П. В. Кутанин проявил себя грамотным и ответственным работником и в итоге перешел на работу уже во Владимир, где занимал высокие посты председателя земства и предводителя дворянства. В 1906-1912 гг. Кутанин также состоял членом Владимирского губернского училищного совета.
Превзошёл учёностью родителя
В отличие от отца, образование которого ограничилось школой межевых топографов, Михаил Кутанин после учебы в гимназии окончил не один, а сразу два университета: в Берлине и Москве, где обучался на медицинских факультетах. После получения столь фундаментальной подготовки Кутанин-младший служил военным врачом. Познакомившись с офицерской средой, он сделал вывод о большом числе среди «их благородий» наркоманов, активно употреблявших кокаин. В 1915 году он составил первое в отечественной психиатрии обстоятельное описание кокаинизма, отметив, что наркотик кокаин не только снимал стресс в условиях фронтовых реалий, но и подавлял чувство голода, что в условиях проблем со снабжением было особенно актуально.
Во время Гражданской войны и послевоенной разрухи кокаинизм оказался распространен и в криминальной среде, а также среди подростков-беспризорников. Кутанин продолжал исследования в этой сфере и пришел к выводу, что лечение пациентов с наркотической зависимостью в больнице общего профиля или на дому без строгого контроля и надзора «ни к чему не приведет». Он одним из первых сделал вывод о необходимости создания специализированных клиник для наркозависимых. Сейчас это считается нормой, но тогда было новым словом в медицине.
Кутанин некоторое время работал на кафедре психиатрии Московского университета. В 1922 году Михаил Павлович обосновался в Саратове, где создал и возглавил кафедру психиатрии Саратовского медицинского института. В Саратове Кутанин основал первую в Советской России школу гипноза и научную школу психиатрии. При нем в Саратовском мединституте, несмотря на запреты властей, изучались классики психоанализа Западной Европы. Михаил Павлович одним из первых познакомил отечественных врачей с учением о шизофрении и творчески развил его с учетом богатого практического опыта.
Профессор также впервые применил оригинальный психотерапевтический метод — библиотерапию, то есть систематическое чтение в качестве метода лечения психических расстройств. Профессор Кутанин изучал влияние музыки на людей с больной психикой. Оказалось, что после проведения музыкальных концертов в психиатрических больницах поведение пациентов ощутимо менялось в лучшую сторону.
Трудотерапия от душевных недугов
Еще одним новшеством Кутанина стало внедрение трудотерапии в клиниках для душевнобольных. Больные мастерили различные поделки, лепили из глины и даже музицировали, что также способствовало их выздоровлению.
Зато профессор боролся за отмену смирительных рубашек. И это притом, что однажды во время проведения сеанса гипнотерапии с больным, страдающим раздвоением личности, пациент пырнул Кутанина ножом. Спасло раненого лишь наличие отделения хирургии в том же здании.
О широчайшем диапазоне научных интересов профессора Кутанина свидетельствуют названия его работ: «Психотерапия в работе участкового врача», «Бред и творчество», «Гений, слава и безумие», «К вопросу о хулиганстве в Саратове», «Самозванцы-ревизоры в наше время», «О психогенезе шизофренических заболеваний», «Здоровые зрелища»…— более 100 различных публикаций.
Кутанин основал музей творчества душевнобольных в Саратове, который там сохраняется до сих пор, многие его экспонаты представляют интерес отнюдь не только для медиков.
Еще при жизни профессора об его способностях гипнотизера ходили легенды. Хотя Кутанин имел множество учеников, секреты его методов гипноза, в том числе массового, так и остались до конца неразгаданными.
Сойти с ума не каждому дано
Современники вспоминали, что М. П. Кутанин, оставаясь исключительно скромным и доброжелательным человеком, всегда призывал учеников говорить о коллегах-медиках, особенно в беседах с пациентами, только хорошее. Профессор подчеркивал, что врачи, говорящие дурно о своем коллеге и применяемых им методах лечения, не понимают того, что этим не только вредят себе, но и усиливают патогенную для больного конфликтную ситуацию.
Будучи философом по натуре, Кутанин любил повторять: «Сойти с ума не каждому дано, на это еще как минимум нужен ум!» Он владел искусством гипнотического воздействия в совершенстве, гипнотизируя одновременно по нескольку десятков человек. Многие искренне его считали волшебником.
После 1964 года Кутанин оставил руководство кафедрой психиатрии Саратовского мединститута, до конца своих дней оставаясь при ней в качестве консультанта и сохраняя славу выдающегося психиатра и психотерапевта.
Внук вязниковского лесничего и сын гороховецкого землемера, профессор Михаил Павлович Кутанин скончался в 1976 году в возрасте 93-х лет. Среди специалистов он до сих пор является фигурой почти легендарной.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №9 (630) от 10.03.2023 г.