Белый Монтроз из Гороховца
Уже почти век подполковник Николай Петрович Орлов остаётся в истории Архангельского края и Республики Коми фигурой легендарной и противоречивой. Этот белый офицер, сын скромного гороховецкого чиновника для одних был бандитом, а для других — героем, одним из самых известных полководцев белой Северной армии.
В условиях неотвратимой гибели Белой армии, Орлов с горсткой верных ему солдат сумел совершить марш в сотни верст, разбивая превосходящие по численности отряды красных, захватывая укрепленные села и города. При одном приближении «орлят», как прозвали в народе отряд капитана Орлова, батальоны врага бежали или сдавались в плен.
Этот поход Орлова воспринимался почти как чудо — без тыла и фронта, без снабжения и резервов, без надежды спастись в случае поражения и почти без шанса на победу. Но Орлов шел вперед, и казалось, никакая сила не могла его остановить.
Часто историки сравнивают капитана Орлова с шотландским маркизом Монтрозом, который во время Английской буржуазной революции 1644-1645 годов, выступая на стороне короля Карла I, с небольшим отрядом захватил почти всю Шотландию. Король уже был разбит, дело его проиграно, и лишь неуязвимый маркиз с ничтожными силами шел от победы к победе, заставляя трепетать сторонников парламента и заражая верой в чудо отчаявшихся роялистов. Впрочем, чуда не произошло, как и в случае с белым офицером.
И Орлов, и Монтроз погибли, до конца оставаясь верными своему знамени. Только, если Джеймс Грэм маркиз Монтроз покоится под роскошной гробницей в соборе святого Жиля в Эдинбурге, то прах Николая Орлова сгинул без креста и могилы.
В октябре 1919 года из Архангельска, контролировавшегося белогвардейской Северной армией генерала Миллера, выступил отряд из двух рот под командой капитана Николая Петровича Орлова. Цель похода была засекречена.
Капитанов Орловых в отряде имелось два. Помимо Николая Орлова там же находился Александр Орлов — младший брат командира и тоже уроженец Гороховца.
Тогда Северная армия оказалась в тяжелейшем положении. Поддерживавшие ее англичане в сентябре 1919-го эвакуировали свои части и отказались снабжать оружием и боеприпасами. Было очевидно, что малочисленная армия против Советской России долго не продержится. Капитуляции белых ждали в ближайшие недели. Тем неожиданней для Советских органов власти, находившихся в глубоком тылу, стало известие о том, что неподалеку появились белые!
Всполошившиеся было, большевики вскоре облегченно вздохнули: разведка донесла, что белых менее двух рот. Их окрестили «белыми партизанами», отправили против них войска и стали ждать донесения о разгроме «контры». Но первый же красный отряд разбежался при начале боя, а почти целая рота бесславно сдалась в плен. Села же, где уже два года существовала Советская власть, встречали «орлят» колокольным звоном и хлебом-солью.
Когда отряд капитана Орлова оказался на подступах к Яренску, против него двинули красный полк в 1000 человек, чтобы с двух сторон окружить и разгромить две роты белых. Разгром, действительно, получился: половина красных сдалась, другая разбежалась по окрестным лесам. 6 ноября Орлов вошел в Яренск. 7 ноября в городе состоялся парад маленькой белой армии.
Оттуда капитан продолжил наступление, оставив два неполных взвода в качестве яренского гарнизона, а еще часть отряда под командой фельдфебеля Завьялова отправил брать уездный центр Усть-Сысольск. И Завьялов, у которого не было и сотни бойцов, пошел на город с населением в 4500 человек, где находился гарнизон красных из двух рот, пулеметного взвода, чекистов и милиционеров, а также мобилизованные и вооруженные коммунисты.
Итог оказался следующим: фельдфебель с тремя взводами разбил и разогнал превосходящий его в пять раз отряд красных и 15 ноября занял Усть-Сысольск.
В стане красных воцарилась паника. Против «банды Орлова», как именовали отряд в советских газетах, спешно снаряжали целую армию. Большевикам мерещилось, что Орлов — лишь передовой отряд, а за ним идет целая дивизия.
Но дивизии не было. Неся потери, капитаны Орловы двинулись дальше. В качестве сверхзадачи у них имелся заведомо невыполнимый приказ — дойти до соединения с силами белого адмирала Колчака на восточном фронте. Наверное, это было возможно, если бы Орловы шли лесами как настоящие партизаны, уклоняясь от боя. Но братья-капитаны придерживались иной тактики: биться, даже если противник сильнее во много раз, отвлекая части красных с главного северного фронта.
Против белого отряда прислали два батальона моряков и красных добровольцев с артиллерией. Обойдя Орловых, они с боем захватили Яренск, который обороняли всего 49 бойцов белой гвардии. 20 ноября над городом вновь триумфально взвились красные флаги. Большевики праздновали полную победу.
Но капитаны и не думали отступать. Они скрытно вернулись к Яренску и 24 ноября вновь пошли на штурм. Моряки и красноармейцы в ужасе бросились бежать, им показалось, что мертвые беляки воскресли. В тот же день Яренск во второй раз из красного стал белым, а Николай Орлов генералом Миллером был произведен в подполковники «за боевые отличия».
Но поблизости уже появились новые полки красных. Орловы собрали остатки своего отряда и двинулись вперед. Красных же было столько, что против каждого «орленка» приходилось по целому взводу. Но даже при таком численном преимуществе, вступать в открытый бой большевики боялись. Они решили заманить непобедимого врага в засаду.
В ночь на 28 ноября красные окружили село Лена, где заночевали «орлята». Вокруг установили пулеметы и орудия, а потом внезапно открыли огонь. В первой же схватке Николай Орлов был ранен, но после перевязки возглавил контратаку отряда. Бой оказался жестоким. Почти все «орлята» пали с оружием в руках. Пуля сразила и подполковника Орлова. Большие потери понесли и красные. Вероятно, в том же бою погиб и капитан Александр Орлов, которого так и не опознали.
Окровавленное тело Н. П. Орлова большевики специально фотографировали, дабы повсюду разослать снимки, убеждая людей в том, что грозный капитан (его по привычке так и называли капитаном) мертв. «Белому Монтрозу» шел лишь 26-й год. Брат был годом моложе…
Биографическая справка:
Отец Николая и Александра Орлова — губернский секретарь Петр Кириллович Орлов, служил скромным чиновником в Гороховце. Дед Кирилл Степанович Орлов был помощником владимирского окружного начальника палаты Госимуществ. Дядя Александр Кириллович Орлов — генерал-майор, военный инженер-фортификатор, в 1915-1917 годах занимал пост ковровского уездного предводителя дворянства, погиб во время немецкой бомбежки в октябре 1941 года в прифронтовой Москве.
Братья Орловы окончили Владимирскую гимназию. Во время I мировой войны воевали в звании офицеров: старший – в 7-м гренадерском Самогитском полку, а младший — в 219-м пехотном Котельническом. Волею судеб, они оказались на севере и вступили в ряды Северной армии белых.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век», №45 (618) от 08 декабря 2022 г.