Телефонные мошенники сделали жителей района беднее на 12 миллионов рублей
Вязниковцы в среднем платят телефонным мошенникам по 170 тысяч рублей за один звонок. К таким выводам можно прийти по данным статистики дистанционных правонарушений, которые были озвучены в рамках межведомственного совещания, состоявшегося по инициативе вязниковского межрайонного прокурора.
Методы отбора денег постоянно меняются и совершенствуются. От неприятностей не застрахован никто. На удочку мошенников попадаются не только пенсионеры, но и молодёжь. Криминальная динамика обнаруживает серьёзность проблемы. Только за десять месяцев текущего года в районе зафиксировано 70 фактов дистанционных мошенничеств. Это почти на четверть больше, чем за весь 2021 год. Общая сумма хищений составила 12 миллионов рублей. Жертвы отдают не только кровно заработанное или накопленное годами, но и влезают в астрономические долги.
Главная проблема данного вида правонарушений – это низкая раскрываемость. Так, в текущем году были найдены всего восемь телефонных мошенников, попытавшихся развести вязниковцев.
Обычно мошенники используют номера, зарегистрированные на подставных лиц, принадлежащие иностранным государствам или вовсе пользуются услугами интернет-телефонии. Вычислить реальное местоположение преступника практически невозможно.
— Наиболее распространённая схема выглядит так: мошенники звонят своим жертвам с виртуальных номеров, представляются сотрудниками правоохранительных органов или специалистами службы безопасности крупных банков и сообщают, что на имя собеседника якобы оформляется кредит. Далее следует предложение как можно скорее обезопасить свои финансы путём перечисления всех денежных средств на некий «безопасный счёт», — рассказали представители прокуратуры. — Этот «безопасный счёт», как правило, является обыкновенным электронным кошельком или счётом в иностранном банке, оформленном на подставное лицо. К примеру, на днях вязниковец перевёл деньги на реквизиты финансовой организации, зарегистрированной в Великобритании.
Средства уходят в неизвестном направлении. Вычислить получателя и вернуть деньги оказывается нереальной задачей.
Для пущей убедительности преступники могут назвать фамилию, имя, отчество, иные персональные данные своей жертвы или близких родственников. Эти данные, к сожалению, сейчас можно незаконно приобрести в «тёмном» сегменте интернета. Особо изобретательные высылают фото поддельных удостоверений полицейского или документов сотрудников банков.
Главный совет, как обезопасить себя от мошенников, не нов: при получении аналогичного звонка лучше сразу прекратить разговор и связаться с представителем своего банка по номеру телефона, указанному на оборотной стороне пластиковой карты или на официальном сайте кредитной организации. А вот пытаться «троллить» злоумышленника или вступать с ним в длительный диалог – не лучшая идея. Преступник может записать голос и использовать его затем для воздействия на ваших родственников или знакомых.
— У работников банков, сотрудников полиции нет полномочий на совершение подобных звонков. Это чётко прописано в их служебных инструкциях и правилах, — поясняют правоохранители. — Никто не имеет права просить вас назвать данные карты, код из СМС-сообщения или оформить кредит. Подобные просьбы – характерные маркеры того, что с вами говорит мошенник. Звонок-обманку легко распознать и по звуковому фону. Часто на заднем плане слышатся посторонние голоса или шум, как в колл-центре.
Впрочем, не всегда телефонные мошенники используют исключительно дистанционные схемы. Для реализации своего криминального замысла они могут прибегнуть к помощи абсолютно реальных курьеров или водителей такси. Те используются «вслепую» и не имеют понятия, что являются частью преступной схемы.
На днях местные полицейские пресекли мошенническую операцию, организатором которой выступил житель Белоруссии. За один день через подставных лиц он пытался обокрасть вязниковцев на 600 тысяч рублей. Удалось установить четыре факта его противоправных действий.
— Информация о методах и формах дистанционного мошенничества доводится до населения в виде памяток, в беседах на сходах граждан, путём размещения информационных материалов на досках объявлений, в печатных и электронных СМИ, аудиосообщениях на массовых мероприятиях, — рассказали в администрации Вязниковского района. — К сожалению, граждане порой пренебрегают этими сведениями, полагая, что обмануть их невозможно. На деле получается с точностью до наоборот. При общении с вязниковцами, ставшими жертвами телефонных обманщиков, нередко выясняется, что участковые уже проводили с ними беседу на тему безопасности. Но тогда они не придали информации должного значения и поплатились за беспечность своими сбережениями.
Участники круглого стола в Вязниковской межрайонной прокуратуре договорились усилить работу по информированию граждан о действиях телефонных мошенников. Профилактику начнут со школы. Ведь учиться финансовой безопасности сегодня следует с раннего детства, а придерживаться на протяжении всей жизни.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век», №43 (616) от 24 ноября 2022 г.