Записки Ярополчанина
Давным-давно, в 1657 году царь Алексей Михайлович направил в дворцовую Ярополческую волость грамоту, в которой повелел дворянину Дворцового приказа Субботе Чаадаеву «в Вязниковской слободке на Мининой горе сделать земляной город».
В те стародавние времена, уже до 1610 года село Минино было в вотчине стольника Прокофия Измайлова, как и деревни Ярцево и Петрино, полученные им от царя Василия Шуйского, а обширная Ярополческая волость почти вся, вместе с Вязниковской слободой была отдана первому боярину, главе боярской Думы Федору Ивановичу Мстиславскому.
Со смертью Прокофия Измайлова его владения – село Минино, перешло в 1629 году вдове боярина князя Ф.И. Мстиславского Ирине Мстиславской и сестре князя — монахине, тоже Ирине, а деревни Петрино и Ярцево – владельцу села Станки, дьяку Андрею Иванову и его сыновьям.
«…село Минино рчк. Волчне, а в нем церковь собор архистратига Михаила да придел Бориса и Глеба деревян клетцки,…да церковь Живоначальная Троицы деревянна клетцки же, поставлена ново строены, да в селе… двор попов, пономаря, просвирницы, да 6 человек нищих в кельях, да два места дворовых, да в селе ж двор вотчиницы княгини Ирины Мстиславские, а в нем дворник да бобылка, крестьян 22 двора, 8 мест дворов пустых, пашни церковной середней земли…39 чети.»
В эту же пору на склоне Мининой горы княгини Мстиславские основывают и свой женский монастырь с деревянной церковью во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм Господень. После смерти княгини Мстиславской в середине 30-х годов ее владения переходят в ведение приказа Большого Дворца и пользуется особым попечительством царской семьи.
К слову, Минина гора раньше носила название Ярилова, и это говорит о том, что еще в до христианские времена здесь были славянские поселения.
Во исполнении царского повеления на постройку земляного города с каменными башнями на изломах стен выбрали место на Мининой горе, откуда хорошо просматривались окрестности. Перед строительством города Ярополча (название города пришло не сразу – еще во время постройки его в некоторых царских грамотах именовали «Новый город Вязники») жители села Минино, 35 дворов, были переведены на новое место, получившее название Ново-Толмачево, где позднее возникает Крестовоздвиженская церковь и новое при ней кладбище. Бытует понятие, что Толмачево и Бутыры были заселены в период монголо-татарского нашествия на Русь, но это не так. Словом «бутыры» в XVI-XVII веках называли селения, стоящие отдельно от основного. Например, Крестовоздвиженский посад.
Название «Толмачево» возможно связано с татарами, так в старину назывались слободы, места, где жили в то время местные переводчики – и русские, и иноземцы.
Для строительства крепости согнали сотни мастеров из Ярополческой и соседних волостей: Гороховца, Мурома, Суздаля. К 1661 году город был построен «деревянный сосновый на дубовом режу, рублен в две стены, через чулан».
Крепость была защищена не только крутыми склонами Мининой горы высотой около 50 метров, но и омывающими ее речками Волчней и Свистичной.
Тревожное положение в стране и на границах, война с Польшей и Турцией за Украину, восстановление и охрана путей на восток, да и защита самой дворцовой Ярополческой волости требовали укрепления нового города Ярополча. Алексей Михайлович Романов выделяет огромные средства на строительство башен и стен, на размещение воинского гарнизона.
Поначалу крепость предполагалось построить целиком белокаменную. Город был рассчитан на долгую жизнь и для него в Гороховецких Лужках заготавливали камень и известь. В царской грамоте было отписано воеводе-строителю Левкой-Субботе Семеновичу Чаадаеву: «…, а деловцов к тому городскому делу и на башню для каменной ломки извести, и кирпичного известного жжения, иметь из Гороховца с посаду…, а у тех бы дельцов было у всякого человека по кирке и заступу с оковы железными,…»
По указу царя Алексея Михайловича в новом городе было и подворье вязниковского Благовещенского монастыря. По писцовым книгам стольника Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова, город Ярополч, 1678 год:
«… городе по мере земли под церквями и под кладбищем и под приказною избою и под воеводским двором и под житницами и под кружечный двор и под жилецкими дворами и огороды и под тюремным двором 45 десятин. В городе ж у двоих ворот караульных две избы: у Введенских ворот…. У Тайницких ворот… Да в городе ж пороховой погреб сделан в земле с выходом дубовой рубленный, а в нем пороховой казны: в двух бочках пороху, весу в них 25 пуд 16 фунтов, полсемы свиньи свинцу, весу в них 25 пуд с полпудом… Да в тех воротах (Введенских) две пищали железные на станках деревянных, станки кованы железом… А в воротах (Спасских) на той башне три пищали железные, станки окованы железом… Да в городе ж Ярополче: 12 дворов пушкарских и стрелецких, 37 дворов бобыльских и те бобыли всякими доходы ведомы в Ратуше, а проживало в крепости всего 133 человека.
Да в том же городу волость Ярополческая, а в ней 3821 двор крестьянских, 22 двора бобыльских, людей в них 11354 человека, в живущем 52 выти с получетью».
Вот, что пишет известный краевед В.Н. Маштафаров: «…Новый город занимал всю территорию плоской вершины Мининой горы – шестьдесят с лишним гектаров. Общая длина деревянной стены с башнями составляет более двух с половиной километров. Из всех укрепленных городов Владимирской земли, новопостроенный Ярополч можно было сравнить только с немногими и самыми мощными: Владимиром, Суздалем и Переяславлем».
Своего расцвета Ярополческая волость, Вязниковская слобода и город Ярополч достигают в царствование Алексея Михайловича и его старшего сына Федора Алексеевича (1661-1682 гг.), кровного брата Петра I.
Значительным событием в жизни Ярополча было посещение города царем Федором Алексеевичем. Царь сделал пожертвования городу Ярополчу в «церковь живоначальной Троицы и собор Архистратига» и в Введенский храм Вязниковской слободы.
Государь приезжал в Вязниковскую слободу неоднократно. Так, после приезда царя в 1677 году, узнав, что в Гороховецких Лужках лежит без использования камень, заготовленный когда-то для крепости Ярополч, построенной деревянной, царь распорядился передать его для строительства основного храма во Флорищеву пустынь.
Историки нашего края задаются вопросом: почему же город-крепость Ярополч не стал белокаменным? Историческая память тут не единогласна. Одни источники гласят, что проездные трехэтажные башни первым этажом были каменные. Другие говорят, что только Спасские ворота, открывающие путь на Гороховец, имеют «каменный вал», т.е. каменное основание (первый этаж), а остальные три башни деревянные.
Царский же указ повелевал на изломах деревянных крепостных стен ставить четырехугольные «глухие» каменные башни. Тут историческая память, да вязниковские старожилы припоминают, что при прокладке шоссе на Нижний Новгород на горе были разобраны остатки башни из белого камня, а на северной стороне горы появилась «Башенная улица» (в настоящее время нечетная сторона улицы Красное шоссе).
Историческая память пока замалчивает истину отказа от постройки Ярополча в камне. Первое, что приходит на ум – это сокращение сроков возведения крепости. Второе – нехватка казны на такое грандиозное градостроение.
А пока, следуя указу царя 1658 года, начал свою недолгую жизнь только построенный «велиц град Ярополч».
Александр СМИРНОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век», №37 (608) от 29 сентября 2022 г.