Искусство Мстёры: три слагаемых его формулы развития
Когда речь заходит о ярких красках национальных традиций земли Владимирской, то невозможно не вспомнить об уникальном посёлке Мстёра, расположенном в Вязниковском районе. Что справедливо, ведь на протяжении двух веков этот, относительно небольшой населённый пункт был широко известен в России, сначала благодаря местным иконописцам, вышивальщицам, ювелирам, а позже – художественной лаковой миниатюре.
В последнее время ведётся много разговоров о статусе Мстёры как Центра народных художественных промыслов, и будущего народных ремёсел вообще. В рамках специальной рубрики «Яркие краски национальных традиций» своим мнением на данную тему поделился талантливый художник и грамотный менеджер Сергей Сухов. Он прошёл путь от рядового сотрудника творческого кооператива до руководителя производства, основателя художественной мастерской «Русское искусство Мстёры». О перспективах и проблемах отрасти лаковой миниатюры, которой в 2023 году исполняется 100 лет, этот специалист знает всё.
— Сергей Николаевич, начнём с биографии. Как Вы пришли в живопись и сколько лет уже занимаетесь иконописью и лаковой миниатюрой?
— Я — коренной мстерянин, что, пожалуй, и определило моё будущее. Родился в 1964 году. В художественное училище поступил в 1979-м. Потом был перерыв на службу в армии. Получил диплом в 1986 году. Сразу устроился на местное предприятие художником, три года проработал массовиком – писал копии востребованных у населения произведений лаковой миниатюрной живописи. Затем получил право писать авторские работы и создавать образцы.
— Получается, что основная Ваша трудовая биография пришлась на сложные для страны 90-е годы. Чем занимались в это время?
— Последнее десятилетие ХХ века выдалось очень бурным и неоднозначным. Художникам пришлось осваивать новые направления. Кроме творчества нужно было заниматься сбытом и маркетингом. Всему учились с нуля, как правило, методом проб и ошибок. Многие, и я в том числе, ушли в надомную работу. На предприятиях заработать деньги стало сложно. Получку задерживали месяцами. Но с 2000 года я вновь вернулся в штат производственного кооператива «Центр традиционной лаковой миниатюры» и вошёл в состав художественного совета. Спустя год-два стал главным художником, параллельно занимался работой с документами, взаимодействовал с контрагентами, в общем, вёл коммерческое направление. Это стало хорошей школой делового взаимодействия и позволило вырасти до руководителя предприятия. Проработал в данной должности до 2011 года.
— Как народным промыслам удалось выжить в период всеобщей неопределённости и тотальной ломки ориентиров?
— Перемены начались ещё в конце 80-х годов. Тогда впервые начали открываться границы с некоторыми странами социалистического лагеря. Начали приезжать туристы, которых интересовало всё русское. Не надо было идти в «Берёзку», а можно было приехать непосредственно к мастеру и приобрести эксклюзивные работы за относительно небольшие деньги. Скупали, вы не поверите, не десятками штук, а мешками…
Второй момент – отмена госзаказа. Предприятия переходили на хозрасчёт, должны были сами определять свой вектор развития, формировать ассортимент в угоду рынку. Так что, на первых порах всё начиналось хорошо. Но ничего не длится бесконечно. Рынок перенасытился. В ремесло за быстрым рублём пошли люди, которые вообще не знали основ традиционной лаковой миниатюры. Делали, в прямом смысле слова, на коленке.
Сложнее всего пришлось именно официальным предприятиям. От них ушли талантливые художники, просел сбыт. А операционные расходы – налоги, зарплата, оплата коммунальных услуг — остались прежними, а то и пошли в рост. Выживали только за счёт настоящих ценителей подлинного искусства и торговых точек, которые выставляли на своих прилавках «ширпотреб».
— А как в этот же период себя чувствовала более древний мстёрский промысел – иконопись?
— Спрос на иконы, написанные нашими мастерами, начал возрождаться. Тогда в кооперативе мы создали первую иконописную бригаду. Её возглавил Владимир Николаевич Шишаков. Туда направили молодых ребят, которые желали заниматься не миниатюрой, а именно иконописью. Вместе учились делать доски, их левкасить, ездили в Павлово, искали материалы, образцы икон, покупали книги, ведь интернета тогда у нас не было. И уже в 2007-м, всего за 1 год мы написали пять иконостасов. Это не считая штучных икон, которые мы поставляли в торговые точки. Другими словами, иконопись вдохнула в производственный кооператив новую жизнь. Художники без работы не сидели. Зарплату выдавали день в день. Начали делать ремонт помещения, вставили пластиковые окна. Более того, за счёт иконописи мы смогли платить деньги мастерам, которые писали не массовые работы, а занимались творчеством, трудились над созданием индивидуальных образов и сюжетов. Денег это особо не приносило, но позволяло ремеслу двигаться вперёд, развиваться, расширять горизонты.
— Почему Вы решили заняться собственным делом, стать индивидуальным предпринимателем?
— Я открыл собственное ИП, потому что стало интересно работать на себя. Плюс на предприятие пришло новое руководство, которое сделало ставку исключительно на лаковую миниатюру. Несколько опытных художников решили, что им это не интересно и перешли ко мне. Так и образовалась художественная мастерская. Постепенно обзавелись всем необходимым. Сложился коллектив. На сегодняшний момент у нас трудятся порядка 30 человек.
— Многие сферы бизнеса и промышленности всё чаще сетуют на кадровый голод…
— У нас такая же ситуация и даже более критичная. Ведь, если хорошего токаря или механика надо воспитывать года три, то с художником всё сложнее. Помню, как я закончил местное художественное училище почти на все пятёрки. Мне присвоили 4 разряд – кажется, готовый мастер! И что же? Когда я пришёл в коллектив, опытные миниатюристы посмотрели на меня, покачали головой и сказали: «Так ты на хлеб с маслом не заработаешь!». После учёбы мне пришлось снова учиться, но уже на наглядных примерах своих, более маститых коллег. А когда был допущен до создания авторских работ, то вынужден был проходить специальный худсовет, и снова постигать новые горизонты знаний, умений и навыков.
Современная же молодёжь хочет всего и сразу. В нашем деле такого не бывает. Мало кто после получения диплома идет работать по профессии. Слишком трудоёмкое это дело, а деньги не быстрые. Сначала надо стать хорошим мастером, обрести своё имя и лицо. И только потом придут высокие заработки.
— Получается, что от кризиса сбыта искусство Мстёры переходит к кризису творчества?
— Получается, что так. Боюсь, что скоро во Мстёре днём с огнём будет не сыскать людей, которые хорошо могут писать лаковую миниатюру. Раньше секреты мастерства передавались от отца к сыну. Не зря же говорили, что в нашем посёлке почти каждый коренной житель – художник. Сельское хозяйство здесь рискованное, творчество было единственным средством существования.
В последние годы связь поколений стала истончаться. Юные мальчишки и девчонки хотят всего и сразу, поэтому они ищут себя в других сферах.
— А как же Институт лаковой миниатюрной живописи, который готовит профессиональные кадры?
— То, что в нашем посёлке появился профессиональный ВУЗ – это, безусловно, очень важный шаг. Однако институтское образование предполагает скорее сильную теоретическую подготовку, нежели практическую: дети глубоко изучают историю искусства, классическую анатомию, различные стили, жанры живописи и скульптуры, начиная с античных времён, а также менеджмент и экономику. Всё это, конечно же, нужно. Но раньше, в училище мы львиную долю учебного времени тратили на непосредственное оттачивание мастерства, практическую работу, практику на производстве. Более того, после получения диплома нам необходимо было минимум 2 года отработать на фабрике.
— Сейчас в сувенирных магазинах можно найти не только шкатулки или броши, выполненные в технике мстёрской лаковой миниатюры, но и различные блокноты, компьютерные мышки и даже флешки. Не считаете ли Вы это перебором, неуважением к искусству?
— Я и раньше считал, и сейчас убеждён, что в формуле успешного развития лаковой миниатюры есть три основных слагаемых. Первое – это производство аутентичных сувениров. Приезжают туристы, им хочется чего-нибудь увести на память, а денег на дорогое авторское произведение нет. Небольшая флешка или карманная записная книжка, расписанная вручную мастером, станет замечательным воспоминанием о нашем посёлке и Вязниковской земле. В советское время маленький блокнотик с мстёрской миниатюрой стоил 2 рубля. Деньги, кстати, немалые. Люди, исписав бумагу, хранили обложку, как произведение искусства. Современные мышки, коврики и флешки из той же оперы. Для предприятия же такие сувениры — стабильный заработок, возможность поддерживать коллектив, инвестировать в развитие.
Второй элемент – классическая массовая продукция, выполненная профессиональными миниатюристами. Такая должна выставляться в специализированных торговых точках и салонах, чтобы люди могли приобрести ларец или шкатулку и подарить её близким людям на важные даты.
Наконец, третий элемент – авторские неповторимые работы, подлинные шедевры мастерства, место которым в художественных галереях, музеях, частных коллекциях. Разумеется, цена таких произведений искусства будет высокой. Но именно такие шедевры, как я уже говорил, двигают народный промысел вперёд, не дают ему стоять на месте.
— Сейчас много говорится о том, чтобы присвоить Мстёре официальный статус Центра народно-художественных промыслов. Как Вы считаете, поможет ли это развитию ремёсел на нашей территории?
— Думаю, что это очень важно. Наше предприятие вошло в число пяти областных производств, признанных народно-художественными промыслами. Данный статус выделяет нас в ряду аналогичных компаний, позволяет претендовать на дополнительную поддержку со стороны государства, даёт ориентир потребителям. В рамках муниципального образования ситуация схожая. Официальный статус посёлка, как Центра народно-художественных промыслов, думаю, станет важным драйвером развития не только Мстёры, но и всего Вязниковского района.
Беседовал Андрей ВЕДЕНЕЕВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век», №24 (595) от 30 июня 2022 г.