По следам вязниковских краеведческих чтений
На протяжении многих лет в стенах Вязниковского историко-художественного музея проходят краеведческие чтения. На них местные исследователи и гости из других территорий делятся друг с другом интересными фактами из истории Вязниковской земли и её жителей. К сожалению, далеко не все те работы были опубликованы в сборниках или на страницах СМИ. Газета «Районка» совместно с научными сотрудниками музея, по предложению Юрия Васищева, постарается исправить эту досадную оплошность. Раз в месяц мы будем публиковать наиболее интересные и актуальные доклады краеведов, в разные годы озвученные на краеведческих чтениях. Начнём с работы бывшего директора Мстёрской обувной фабрики, краеведа и фенолога Сергея Васильевича Кириллова.
Подготовила Елена Лебелева,
Научный сотрудник МБУК «Вязниковский историко-художественный музей»
СТАРИННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МСТЁРСКИЕ ПРОМЫСЛЫ
Я сегодня хочу рассказать о мстёрском промысле, который не упоминается последнее время. Между тем, без него было бы невозможно производство икон в огромных количествах (до 1 млн штук в год перед Первой мировой войной).
В книге И.Голышева «Богоявленская слобода Мстера» 1865 г. называется число крестьян, занимающихся различными ремеслами во Мстёре в это время: иконников – 449, кузнецов – 25, чеканщиков – 29, сусальщиков – 19, столяров – 19, офень – 5 к 1167 человек временно обязанных.
Вот на кузнецов, столяров, офень следует обратить особое внимание и интересно, что, чем больше производилось икон, тем больше было представителей этих профессий. Распространяли иконы офени – ходебщики. Но много ли один человек в заплечном берестяном коробе унесет икон? Максимум 20-30 штук, а ведь некоторые иконники в мастерской с разделением труда (личники, доличники и другие) из 5-6 человек, выпускали в день от 100 до 300 икон. Поэтому очевидно, что для распространения товара нужен был транспорт. И таким транспортом была офенская телега. В год их во Мстере производилось до 500 штук. Вот почему было много столяров, кузнецов.
Телега офенская отличалась от обычной по своему убранству. Вот как описывается она в журнале «Русское обозрение» за 1895 год автором Керневким: телега была высокой, выкрашенной в темно-красный цвет, с широкою платформою. С трех сторон она была открыта, а огорожена лишь спереди высоким передком.
Кто же их делал во Мстёре? Очень скупые сведения о владельцах таких мастерских. Я нашел пока одну со слов Льва Фомичева, ибо такая мастерская была рядом с их домом. Ее владелец – Максимов.
Торговцев иконами, которые быстро сумели разбогатеть, в посёлке стали называть «фабрикантами». Для своего иконописного промысла они не желали ничего покупать на стороне. Устроили несколько столярных мастерских для приготовления досок, киотов и даже тех самых оригинальных офенских телег, на которых развозили во все концы России мстёрского письма иконы.
Причем ехали не куда попало, а в места, где был гарантированно хороший спрос на иконы. Офени, распродав товар, обычно продавали и подводы, так как гнать их домой пустыми было невыгодно. Они продавали подводу, лошадей и возвращались с чистыми деньгами по железной дороге. А потом, набрав нового товара, покупал у «фабриканта» под него телегу и лошадь.
Очевидно, что при такой организации торговли, для иконописного промысла требовалось огромное количество материала – досок. Их около иконописных мастерских были целые поленницы – для икон, для ящиков (упаковка), а также нужны были корзины.
Остовы киот неокрашенными везли во Мстеру возами из Ландеха, Гороховца, Нижегородской губернии и других мест. Здесь, на месте их раскрашивали в красный цвет или под орех. Вот такая, огромная околоиконная работа проводилась во Мстере и окресностях, чтобы существовал этот промысел.
Но как отмечается в прессе тех времен, мстёрские иконы отличались неудовлетворительным исполнением и к высокохудожественным произведениям не относились. Положение дел спасала огромная потребность в иконах, что наблюдалась в тот период времени. Так что, на грубое письмо и прочие недостатки не обращали внимания, но кличка «Владимирские богомазы» прилепилась.
Мстеряне кормились иконописным промыслом и процветали до начала Первой мировой войны. С ней началась нехватка рабочей силы и сырья, потом грянула Октябрьская революция с антирелигиозной пропагандой и гонениями на церковь. Так что, иконописный промысел исчез.
Но народное искусство живописи не пропало. Обновленное лучшими мастерами, оно возродилось в виде лаковой миниатюры на папье-маше. Появились еще промыслы и связанные с ними изделия народных умельцев: вышивка (белая гладь, владимирский шов), филигрань (вазы, подстаканники). На их основе появились фабрика имени Н.К. Крупской и завод «Ювелир». Кроме того во Мстёре открылись мебельная и обувная фабрики, фабрика детской игрушки, клееночная. Правда, с развитием рыночных отношений все они, кроме лаковой миниатюры и «Ювелира», пришли в упадок.
Но людям же надо на что-то жить? И предприимчивые мстеряне стали создавать на дому мастерские по производству лаковой миниатюры из прессованного картона вместо папье-маше.
Трудились целыми семьями. В одном доме делали заготовки для коробочек, ларцов, брошек, в другом – расписывали. Раз в неделю три автобуса поставляли эти изделия на «вернисаж» в Москву. По мере разрастания домашнего промысла опять потребовались офени. Только теперь их стали называть «купцами», а транспортом им служит легковая машина, а не деревянная телега.
Впрочем, и назначения товара поменялось. Если раньше иконы шли для совершения молитв и имели спрос, потому как люди-то были верующими. То сейчас нехудожественные шкатулки сотнями тысяч расходятся по свету, но никто не может разъяснить, для чего они нужны, ведь это не искусство.
Сергей КИРИЛЛОВ.
На иллюстрации: «Мстёрские офени», Художник В.Ю. Борисов, лаковая миниатюра.
Источник: Газета «Районка, 21 век», №16 (587) от 28 апреля 2022 г.