//   Погода:
Новости

Загадка брата математика Осиповского

К числу наиболее известных уроженцев Владимирского края относится математик, астроном и философ Тимофей Федорович Осиповский, ректор Харьковского университета. Однако в семье Осиповских был и свой «антигерой» – Иван Егорович Осиповский – двоюродный брат ученого. Предтеча нигилистов, из-за постоянных конфликтов с властями,  он кончил плохо — безвестно сгинул в бескрайней Российский империи. А перед тем, как загадочно исчезнуть, Иван Осиповский отбывал ссылку в одном из глухих селений Вязниковского края.

Один род, разные судьбы

 Осиповские получили свою фамилию по старинному селу Осипово бывшего Владимирского, а с 1778 года Ковровского уезда. Там представители данного рода проживали с начала XVII столетия в качестве священно- и церковнослужителей при местном храме. Дед будущих математика и диссидента – Иван Васильевич Осиповский, родился в 1704 году в царствование Петра Великого. Сначала он занимал при Димитриевской церкви место диакона, а к середине XVIII столетия получил там должность сельского священника. В ту пору Осипово вместе с соседним селом Сарыево входило в огромное имение аристократического семейства Балк-Полевых — генералов, придворных и дипломатов. Сами господа появлялись в Осипове и Сарыеве крайне редко, проживая в столичном Санкт-Петербурге или за границей, а имением ведал их управляющий.

Осиповские пользовались уважением своих многочисленных прихожан и в своем селе были известными людьми. Преемниками иерея И. В. Осиповского стали его сыновья – Егор и Фёдор, которые также стали священниками в родном селе. Однако их судьбы сложились по-разному.

Федор Иванович Осиповский тихо и мирно священствовал более полувека и скончался в 1805 году в 74-летнем возрасте уважаемым пастырем. А вот у его старшего брата – Егора Ивановича Осиповского, правдолюбца с непростым характером, отношения с руководством Владимирской духовной консистории не сложились. В итоге в 1782 году епископ Владимирский и Муромский Иероним (Формаковский) отрешил отца Егора от прихода и отправил в ссылку в удаленную Флорищеву пустынь «на смирение и черные труды» — носить воду, колоть и пилить дрова, работать на монастырских огородах. Однако и в монастырском уединении, среди бескрайних лесов, поп-смутьян не исправился, проведя на исправительных работах восемь лет.

Сменивший на владимирской кафедре владыку Иеронима епископ Виктор (Онисимов), известный своей суровостью, продолжал держать Осиповского во Фролищевой пустыни. Опального священника вернули в Осипово лишь в 1795 году, но служить в храме окончательно запретили.

Сыном спокойного респектабельного Федора был знаменитый математик Тимофей Осиповский. А сын смутьяна Егора – Иван, с детства находился под впечатлением несчастной судьбы своего отца, «страдавшего за правду».

По стопам родителя

 Вначале Иван Осиповский состоял при Димитриевском храме пономарем, но после того, как его отца отпустили из монастырской тюрьмы, сына раскаявшегося батюшки рукоположили-таки во священника к Димитриевской церкви села Осипово. К тому времени его двоюродный брат Тимофей уже стал знаменитым математиком, чей авторитет признавался во всей России.

С кузеном Иваном профессор Осиповский поддерживал теплые дружеские отношения, хотя больше по переписке, так как ученый жил сначала в Питере, потом в Харькове и Москве, редко бывая на своей малой родине.

Кстати, профессор тоже был человеком принципиальным и прямолинейным, не боясь открыто критиковать свое начальство, вследствие чего в итоге лишился поста ректора Харьковского университета, хотя к тому времени уже стал потомственным дворянином, кавалером двух орденов и получал хорошую пенсию в качестве заслуженного профессора.

А вот его двоюродный брат в Осипове высокопоставленной фигурой не был. Он выступал против ущемления членов причта настоятелями церквей и самих настоятелей благочинным, выступал ходатаем за крестьян перед управляющим-немцем господ Балк-Полевым, в частных беседах позволял себе критические высказывания в адрес правительства и окрестных помещиков. Подобное поведение сельского батюшки для того патриархального времени являлось нетипичным. Смутьяна неоднократно увещевали отец благочинный и консистория, стращали и штрафовали.

При этом отец Иван, активно занимавшийся самообразованием, изучил несколько иностранных языков, увлекался философией. Книгами и журналами его снабжал кузен, двоюрдный брат-профессор.

Ссылка в Акиншино

 В 1805 году, после очередной выходки строптивого священника, епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) запретил 48-летнего иерея Ивана Осиповского в священстве и отправил его в качестве пономаря в село Акиншино, расположенное неподалеку от Богоявленской слободы, нынешней Мстеры. Фактически, для Ивана Осиповского это была такая же ссылка, как для его отца принудительное пребывание во Флорищевой пустыни.

Акиншино являлось вотчиной князей Куракиных. Приход там считался небогатым. Однако ссыльный пастырь не унимался. Он вел с крепостными крестьянами беседы отнюдь не только на темы Священного Писания, вел обширную переписку, читал зарубежные книги.

Не в меру любознательный, с точки зрения начальства, сельский иерей, разжалованный в пономари, увлекался личностью Бонапарта, что после Аустерлица и созыва в 1806 году земской милиции — первого ополчения, выглядело уже совсем подозрительным. Дошло до того, что над строптивым «кутейником» был учрежден секретный надзор полиции.

Не исключено, что Иван Осиповский мог бы разделить судьбу Михаила Сперанского, который был арестован накануне Отечественной войны и ославлен чуть ли не французским шпионом. Однако, видимо, предчувствуя возможный арест, Осиповский в один прекрасный день 1811 года из Акиншина скрылся в неизвестном направлении. Все попытки Владимирской духовной консистории, вязниковской и владимирской губернской полиции отыскать беглеца оказались безуспешными. И загадка его исчезновения до сих пор остается неразгаданной.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №4 (575) от 03 февраля 2022 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий