В Законодательном Собрании обсудили реформу местного самоуправления
На внеочередном расширенном заседании комитета по местному самоуправлению Законодательного Собрания депутаты обсудили проект федерального закона о реформе в системе МСУ. Каким образом может измениться структура муниципальной власти, и как этот вопрос обсуждали депутаты — в нашем материале.
Перед принятием наиболее общественно значимых Федеральных Законов Госдума отправляет законопроекты в регионы. Во-первых, это нужно для того, чтобы отслеживать общее настроение в субъектах касаемо рассматриваемых законопроектов. Во-вторых, для того, чтобы ознакомиться с конкретными комментариями и пожеланиями по существу вопроса.
«Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» был принят в Государственной Думе в первом чтении. Его направили как депутатам самой Госдумы, так и в субъекты — главам регионов, в представительные органы (в нашем случае в Законодательное Собрание) — для внесения поправок. Сегодня мы обсуждали, в том числе, и сроки для внесения поправок с нашей стороны. Диалог получился очень конструктивным: были и сторонники закона, были его противники», — рассказал о задачах, стоящих перед комитетом по МСУ, его председатель Александр Цыганский (фракция «Единая Россия»).
Полтора года назад поправками в Конституцию РФ было закреплено понятие «публичная власть». Подразумевается, что теперь все уровни властей действуют совместно, как единое целое, для того, чтобы максимально обеспечивать благополучие граждан, общества и государства. Обсуждаемый законопроект – лишь часть масштабной реформы. Ранее утверждены изменения в законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде, принят закон о публичной власти в субъектах. Сейчас на повестке дня, возможно, самый важный в этом ключе закон для простых жителей – ведь он говорит о таких «приземленных» делах, как работа властей на местах.
«Любой гражданин нашей страны, выйдя из своего подъезда, начинает взаимодействовать с местной властью: он видит, как почищен снег, как ходит транспорт. Это все полномочия МСУ — самого близкого к людям уровня власти. Нынешний N 131-ФЗ получил больше сотни поправок — и правоведы, и специалисты по МСУ уже давно говорили о том, что его проще переписать заново, чем совершенствовать. Так и случилось», — отметил вице-спикер ЗС Роман Кавинов (фракция «Единая Россия»).
Самое значимое новшество – переход на одноуровневую систему органов МСУ. Постепенно органы власти уйдут от дублирования полномочий и обязанностей, например, у районов и поселений в их составе. На практике это означает, что более мелкие, часто совершенно несостоятельные муниципальные образования, войдут в состав более крупных. Такие небольшие образования на данный момент имеют свой собственный бюджет, полномочия и обязанности, которые часто просто невозможно выполнить из-за ограниченности возможностей (в первую очередь финансовых). Распространена практика передачи полномочий между муниципалитетами — то есть это небольшое МО может передать свои полномочия району, в котором оно находится. Законопроект предлагает убрать эти сложности и привязать мелкие поселения к более крупным — все равно большую часть работ по обеспечению их жизнеспособности несут не они. Это позволит сильно сэкономить и людские, и финансовые ресурсы, облегчить административный контроль за выполнением обязанностей местных властей.
«Сейчас мы видим, что в сельских поселениях часто не хватает кадровых, финансовых и организационных ресурсов, для того, чтобы качественно выполнять задачи, которые перед ними ставит население. Переход на такую одноуровневую систему, некая централизация власти, позволит выйти на новый качественный уровень предоставления услуг в муниципалитетах», — высказал свое мнение об инициативе Александр Цыганский, депутат от Гусь-Хрустального и Меленковского районов.
Законопроект предлагает часть полномочий муниципальных образований сделать общими и обязательными для каждого муниципалитета. Это вопросы бюджета, благоустройства, доступности медицинской помощи и прочее. Таким образом, это позволит избежать путаницы в том, кто за что отвечает. Жители будут понимать, в каком случае для решения задачи надо обращаться в местную администрацию, а в каком – к главе региона.
В соответствии с принципом единства публичной власти укрепляется муниципальная власть. Главы муниципальных образований теперь будут занимать не только муниципальную должность, но и государственную, подобно главе субъекта или председателю Заксобрания. То есть, МСУ теперь находится в единой системе власти, а значит, встроена в четкую и понятную иерархию управления: в проекте закона прописывается как и в каких случаях главы муниципальных образований подотчетны высшему должностному лицу региона. У главы области появятся реальные рычаги влияния на муниципальных руководителей вплоть до увольнения. Подобная система уже несколько лет действует в Москве и Московской области — итоги работы глав местных самоуправлений в определенной степени систематизируются для того, чтобы граждане, а также вышестоящие власти, могли судить об эффективности сити-менеджера.
Заседание комитета по МСУ называлось расширенным не для красивого словца. Высказать свою позицию о перспективах изменений в системе власти собрались представители всех фракций Законодательного Собрания.
Противники законопроекта — к примеру, независимый депутат Сергей Казаков — высказались за то, что ничего в системе местного самоуправления менять не нужно. Необходимо «дать муниципалитетам больше денег», и все проблемы будут решены. Сам Сергей Валентинович прекрасно понимает, что этим деньгам взяться неоткуда — областной бюджет и так дефицитный. Кстати, при одноуровневой системе получить финансирование будет проще. Хотя бы потому, что муниципальный глава будет наделен бо́льшими полномочиями и нести бо́льшую ответственность, а вот количество чиновничьих инстанций заметно сократится.
Председатель фракции КПСС Иван Алтухов привел наглядный пример: «Раньше во Владимире при каждом районе был райсовет. Те самые органы местного самоуправления внутри города. Их упразднили — разве что-то изменилось? Остались районные администрации, которые вполне справляются со всеми задачами».
«Наша партия много работает с депутатами сельских советов. Бывает тяжело даже найти депутата на депутатский округ! Я хочу сказать, что консолидация административных и финансовых средств на уровнях выше приведет только к благополучию таких уязвимых территорий», — заявил Иван Алтухов.
Определенными опасениями поделились депутаты фракции КПРФ. По их мнению, структурные преобразования власти лишат жителей возможности, например, прийти к «своему начальнику» с каким-то вопросом или жалобой, из-за чего проблемы на местах никто не станет решать. Но на самом деле всё как раз должно упроститься, потому что работа с обращениями граждан никуда не денется, просто инстанций станет меньше. Отсюда и публичность власти — она становится прозрачнее. Сохраняются и сходы граждан — важный вид территориального самоуправления, пусть и в несколько иной роли. Сельского старосту, например, граждане смогут выбирать именно на сходе.
«Противники закона говорят, что в сельских поселениях будет вакуум власти. Нет, не будет. Я был депутатом городского совета, 10 лет работал в КТОСах, и знаю, что свято место пусто не бывает. Наша обязанность — развивать территориальные системы общественного самоуправления: старосты в сельской местности и КТОСы в городах. Поймите, там будут работать люди, избранные самими жителями сел и городов», — поделился Иван Алтухов.
«Сегодняшний диалог показал, что резкими противниками закона выступили люди, которые ни дня не работали в органах МСУ — не возглавляли городские или сельские поселения, не были муниципальными депутатами. Хотя большая часть тезисов, высказанных нашими коллегами, вообще никакого отношения к закону не имеет. Многие же мои коллеги такой опыт имеют: я, в частности, дважды был избран депутатом, возглавлял администрацию городского поселения. Мы, те, кто варился в этой каше, понимаем, что изменения необходимы — они явно назрели», — прокомментировал противоположную точку зрения Роман Кавинов.
Резолюция комитета: подготовить в течение двух недель поправки в законопроект. К законопроекту обращаются не только в стенах Законодательного Собрания — обсуждения идут и будут проходить на многих площадках. В течение установленного времени депутатов ждет работа над комментариями — в соответствии с мнением граждан, представителей МСУ, общественности. Их задача — добиться того, чтобы закон служил только на благо региона и убрал лишние административные издержки. Чтобы вопросы местного значения решались наиболее быстро и максимально эффективно.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №4 (575) от 03 февраля 2022 г.