//   Погода:
Новости

Секреты вязниковской Луковки

Близ восточной границы Вязниковского района, в глубокой промоине, образовавшейся при таянии снега и стока дождевой воды, были обнаружены следы старинного селения – обломки керамики, кованые гвозди, металлические пряжки, бусины, стеклянные фрагменты… Были среди находок и старые монеты — так называемая серебряная «чешуя» XVII столетия и более массивные медяки царствования Петра Великого первой четверти XVIII века. Однако даже на картах позапрошлого столетия в том месте никакого населенного пункта не значилось. Понадобились помощь сотрудников местного музея и специальные изыскания в архивах, чтобы установить, что найденные артефакты — напоминание о когда-то существовавшей деревне с достаточно редким и запоминающимся названием – Луковка.

Откуда пошла вязниковская Луковка

Точное место её расположения музейщики не выдают, опасаясь «черных копателей». Происхождение подобного названия деревни точно не установлено. Слово «луковка», помимо обозначения маленькой луковицы, в старину имело еще и иной смысл, примерно такой же, как «маковка». Так называли купола церквей и часовен. Еще одно значение — возвышенное место Например, «Луковкой» зовется гора Сугун Туу на Алтае.

Однако место, где находилась деревня Луковка, достаточно ровное и ярко выраженных холмов там нет. Зато среди старожилов большая поляна среди леса давно известна под названием «часовня», хотя никакой часовни там нет, и никто не помнит, чтобы она там была. Однако можно предположить, что в деревне, находившейся когда-то в том месте, деревянная часовня все-таки стояла и, видимо, венчала ее луковка-маковка.

Вероятно, эта была необычная часовня, а памятная — в честь какого-то исторического события, уже давно забытого. Может быть, и деревня появилась уже при этой часовне, получив  таким образом своё оригинальное название.

Впрочем, деревень с названием Луковка и сегодня в России зафиксировано целых 10 — от Псковской области до Алтая, хотя для масштабов нашей страны даже десяток Луковок — это совсем немного.

Владение князей Куракиных

 Что касается вязниковской Луковки, то она, несомненно, возникла в пределах бывшего Стародубского княжества. Не исключено, что Луковка была построена уже после трагических событий Великой Смуты начала XVII века, когда многие старинные селения нашего края были разорены во время нашествия иноземцев и фактической гражданской войны, а им на смену были основаны новые деревни.

К началу XVIII века деревня Луковка входила в состав большой вотчины с центром в селе Петровское тогдашнего Суздальского уезда. Вотчина эта прежде принадлежала князьям Ромодановским-Стародубским, а во время царствования Петра Великого перешла к князьям Куракиным. В 1715 году по проведенной так называемой ландратской переписи деревня Луковка значилась за князем Борисом Ивановичем Куракиным и насчитывала 5 крестьянских дворов.

Это было не так уж и мало по тем временам, так как крестьянские семьи в ту пору состояли из 10-15 человек, так что Луковку можно считать даже средней деревней.

Описание этой деревни 305-летней давности сохранилось в документах Российского государственного архива древних актов в Москве.

Потомок великого князя Литовского Гедимина – Б. И. Куракин, первый достоверно известный владелец Луковки, был выдающимся деятелем петровского времени, действительным тайным советником, равным по «Табелю о рангах» полному генералу. Его карьере способствовало то обстоятельство, что он являлся свойственником царя Петра Великого, так как оба они были женаты на родных сестрах Лопухиных. С 1683 года князь Куракин входил в ближайшее окружение Петра I, был спальником государя и принимал участие в его воинских потехах.

Куракин в молодости, с подачи увлекающегося морским делом царя, учился строить корабли, а потом находился на военной службе. В Полтавском сражении со шведами в 1709 году князь командовал гвардейским Семеновским полком, проявив чудеса храбрости и героизма. Потом он стал дипломатом и длительное время состоял российским послом при разных европейских дворах.

Наследственное имение

24 ноября 1725 года, уже после смерти Петра, императрица Екатерина I пожаловала Куракина действительным тайным советником. Князь должен был принять участие в очередном конгрессе европейских держав во французском городе Суассон. Однако 17 октября 1727 года, в самый разгар подготовки к Суассонскому конгрессу, Борис Иванович Куракин в возрасте 50 лет скоропостижно скончался в Париже. Его тело было перевезено в Москву и погребено в фамильном склепе Чудова монастыря в Кремле.

Его имения, в том числе и деревню Луковку, унаследовал единственный сын, князь Александр Борисович Куракин, тоже дипломат, а потом сенатор, действительный тайный советник и обер-шталмейстер.

А. Б. Куракин скончался в 1749 году в 52-летнем возрасте. После этого Луковка досталось его 15-летней дочери – княжне Аграфене Александровне Куракиной.

В 1763 году по третьей ревизской переписи за княжной А. А. Куракиной в деревне Луковке Стародубского стана Суздальского уезда состояло 11 мужского и 10 женского пола душ крепостных крестьян. Очевидно, что за почти полвека со времени переписи 1715 года число жителей в этом селении значительно сократилось. Это могло быть следствием того, что значительная часть местных крестьян в 1710-е годы принудительно выселили на строительство нового столичного города Санкт-Петербурга, и обратно они уже не вернулись.

Княжна Аграфена была фрейлиной императрицы Елизаветы Петровны. Известно, что А. А. Куракина жила очень уединенно и сторонилась большого света, проводя время в своих имениях. Не исключено, что она бывала и в Луковке, так как поблизости в Петровском у нее имелась  барская усадьба.

Деревня была «уничтожена»?

Роковым временем для Луковки стала середина 1760-х годов. Что именно там случилось — доподлинно неизвестно. Однако удалось найти документ, согласно которому эта деревня в ту пору была «уничтожена», а луковские крестьяне «разошлись по другим деревням».

Возможно, это был пожар. Но обычно после пожаров села и деревни отстраивались заново. Почему Луковку не отстроили — не ясно.

Со временем о Луковке прочно позабыли. Ее точное местонахождение было утрачено. И лишь в наши дни исчезнувшая деревня напомнила о себе. А место, где она находилась, теперь будут изучать более подробно.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №2 (573) от 20.01.2022 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий