«Фосфорные короли» с гороховецкими корнями
В России спички получили распространение в XIX столетии. Пользоваться ими было намного удобнее прежних кресал и огнив. Но первоначально в качестве сырья для изготовления спичек использовался фосфор, а выписывали его из далекой Англии. Обходился он недешево, и себестоимость спичек выходила достаточно высокой. И тогда наш земляк Евграф Тупицын, вопреки фамилии человек умный и сообразительный, разработал собственное фосфорное производство, явив яркий пример импортозамещения.
Будущий химик, купец и фабрикант появился на свет в селе Красное Гороховецкого уезда (ныне в черте Гороховца) в семье мещанина Кузьмы Тупицына и его жены Матрены в 1832 году. Он неплохо рисовал и уже в 14-летнем возрасте отправился с одной из вязниковских артелей иконописцев на заработки в Казанскую губернию. Но живописца из Евграфа не получилось. Отстав от артели, он устроился помощником приказчика в одну из казанских аптек, где пытался ставить химические опыты. Случайно о нем узнал профессор Казанского университета Николай Николаевич Зинин, проходивший стажировку за границей, в частности в лабораториях таких корифеев западноевропейской науки как Майкл Фарадей и Юлиус Либих. 37-летний профессор Зинин пригласил приглянувшегося ему Тупицына работать в его лаборатории. Там Евграф получил хорошую научную и практическую школу.
Однако после того, как Зинин уехал в Петербург, где получил кафедру химии в Медико-хирургической академии, Тупицын остался в Казани, где жил до 18-летнего возраста. Скопив небольшие средства, он в 1860 году перебрался в Пермь (перевезя туда и мать Матрену Афанасьевну), открыв в приобретенном небольшом домике лавку по продаже лекарств и химических товаров. Баню на своей усадьбе Тупицын приспособил под химическую лабораторию. Вскоре ему удалось опытным путем получить глазурь для покрытия посуды из фарфора и фаянса. Вложив заработанные 20 тысяч рублей и взяв в компаньоны местного купца Григорьева, Тупицын открыл посудо-фаянсовый завод в селе Сретенское в 110 верстах от Перми, используя местную белую глину и привозной каолин из Черниговской губернии. Поначалу дело пошло, посуда получалась красивой и удобной, на заводе уже было занято до 300 рабочих, но потом конкуренция с заводами Кузнецова в Ликино-Дулево и Нечаева-Мальцова в Гусе-Хрустальном привела к закрытию предприятия.
Это произошло в 1873 году, но к тому времени производство посуды и даже аптекарский магазин для Евграфа Кузьмича являлись не единственным видом коммерции. Продавая химические товары, он обратил внимание, какие крупные партии британского фосфора продаются для спичечных фабрик необъятной Сибири. Тупицын задумал получить аналог импортного фосфора, используя в качестве сырья кости животных. Его подчас небезопасные опыты увенчались полным успехом, и тупицынский фосфор, оказавшийся намного дешевле английского, был, наконец, получен. Отработав технологию, в конце 1871 года на южной окраине Перми на правом берегу речки Данилихи (правого притока Камы) рядом с Успенской женской общиной Е. К. Тупицын открыл первый фосфорный завод в России.
Сырье для него приобреталось у крестьян Пермского уезда. Но для фосфорного производства еще требовались огнеупорные керамические реторты и серная кислота. Для их получения Евграф Кузьмич устроил собственную гончарную мастерскую и свое производство серной кислоты. Год за годом Тупицын совершенствовал предприятие, улучшал технологию и расширял объемы выпускаемой продукции. Постепенно слава Пермского фосфорного завода росла и всего лишь несколько лет спустя о нем уже говорили по всей России. Согласно статистическим данным, в 1877 году доля предприятия Е. К. Тупицына составила почти 2/3 всего производимого фосфора в Российской империи. Фактически оно стало монополистом производства фосфора для необъятной страны.
Но цена успеха оказалась слишком дорогой. Постоянные химические опыты, причем с очень вредными веществами, длительное пребывание в ядовитой атмосфере фосфорных паров при отсутствии в то время сколько-нибудь эффективных средств защиты подорвали здоровье Евграфа Кузьмича, и 12 октября 1878 года он скончался всего лишь в 46-летнем возрасте. Семейное дело продолжила 35-летняя вдова Евдокия Степановна, повторно вышедшая замуж за пермского купца Наума Николаевича Свешникова. Она умерла 25 декабря 1890 года в возрасте 47 лет. При ней на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве семейному делу Тупицыных была присуждена серебряная медаль «за основание фосфорного завода и выделку фосфора очень хорошего качества при весьма значительных размерах производства». В 1887 году на Екатеринбургской научно-промышленной вставке завод Тупицыных удостоился большой серебряной медали.
Потом заводом занимались и сыновья Евграфа Кузьмича и Евдокии Степановны Александр и Владимир Тупицыны. Александр Тупицын родился в 1859 году. Он окончил Пермскую классическую восьмиклассную мужскую гимназию и Петербургский университет, после чего вернулся в Пермь, где длительное время возглавлял общественный Марьинский банк, дослужившись до чина коллежского советника и получив «Анну на шею» — орден св. Анны II степени. А. Е. Тупицын избирался мировым судьей и гласным Пермской уездной земской управы. Он дожил до захвата Перми частями Белой армии в декабре 1918 году, но после отступления белых в конце июня 1919-го бежал в Сибирь и там его следы потерялись. Скорее всего, он погиб том же 1919 году в разгар Гражданской войны. Позже в недрах ГУЛАГа сгинули две его дочери Надежда и Любовь.
Дело отца в большей степени продолжил младший из братьев Владимир Евграфович Тупицын. Он родился в 1860 году и тоже окончил Пермскую гимназию. Затем В. Е. Тупицын поступил в Санкт-Петербургский университет на химическое отделение физико-математического факультета. В числе его наставников были выдающие ученые-химики Дмитрий Менделеев, Александр Бутлеров и Николай Меншуткин (первый редактор «Журнала Русского химического общества»). Получив диплом химика, Владимир Тупицын вернулся в Пермь, где разработал технологию получения красного фосфора, который в итоге и стал выпускать завод Тупицыных, получивший в 1896 году золотую медаль на Нижегородской торгово-промышленной выставке. К концу 1880-х гг. завод Тупицыных в Перми начал реализовывать пирофосфорную соль и гипс — это были первые промышленно производящиеся удобрения для почвы в России.
В. Е. Тупицын занимал различные общественные должности и несколько трехлетий подряд избирался гласным Пермской городской думы, получив чин коллежского асессора.
«Фосфорный завод братьев Тупицыных в Перми» проработал до 1910 года, после чего был закрыт из-за проблем со сбытом продукции. К тому времени фосфорные спички уже перестали употребляться, красный фосфор использовался лишь в составе намазки спичечного коробка.
Владимир Тупицын скончался 17 января 1917 года в 56-летнем возрасте и был похоронен на кладбище Успенского женского монастыря. Столь ранняя кончина тоже объяснялась тем, что он сверх меры надышался парами фосфора на своем заводе, чем изрядно укоротил свой век. В 1918 году в его доме в Перми бывал находившийся там в ссылке великий князь Михаил Александрович — однодневный титулярный последний император из династии Романовых Михаил II.
Сын В. Е. Тупицына Сергей Владимирович Тупицын, родившийся в 1899 году и обучавшийся в Пермском университете, в 1930-е годы жил в Москве. 21 августа 1937 года он был арестован, обвинен «в контрреволюционной агитации среди жильцов дома, выступлении в защиту контрреволюционных террористов и тесной связи с врагами народа». 17 сентября того же года тройка при УНКВД по Московской области осудила его и приговорила к высшей мере наказания. тот же день приговор привели в исполнение на Бутовском полигоне. В 1989 году внук гороховецкого мещанина и пионера производства фосфора в России был посмертно реабилитирован. А в Перми на Екатерининской улице до сих пор сохранился большой кирпичный дом Тупицыных, построенный в конце 1870-х гг. Сегодня лишь он напоминает о былой славе забытых «фосфорных королей».
Николай Фролов.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №48 (568) от 9 декабря 2021 г.