Ярополч: кружечный двор и монашеское винопитие
История города Ярополча хранит много интересного. И, если о предтече Вязников в целом известно немало, то о наличии там кружечного двора — центра мелкооптовой винной торговли – официальная история нашего края умалчивает. Однако архивные документы позволили внести подобные колоритные дополнения в наши представления о прошлом средневекового града Ярополча.
Новый Ярополч – фактически, второй город того же имени (первый город-крепость Ярополч-Залесский находился близ нынешнего села Пировы Городищи Вязниковского района). Он был отстроен на высоком холме в пределах современных Вязников в конце 50-х годов 17 века.
В 1657 году царь Алексей Михайлович направил в дворцовую Ярополческую волость грамоту, в которой повелел дворянину Дворцового приказа Субботе Чаадаеву «в Вязниковской слободке на Мининой горе сделать земляной город». После этого строительство города-крепости, который получил название Ярополч, началось. Возводили его в пределах села Минино, которое в конце XVI — начале XVII столетий принадлежало боярину князю Федору Ивановичу Мстиславскому, а после смерти бездетного владельца и его вдовы перешло в дворцовое ведомство. Таким образом, изначально второй Ярополч строили на государевой земле, что предопределило последующие проблемы этого города.
С. Чаадаев руководил работами по возведению крепости, которая была построена в 1657-1660 гг. жителями Ярополческой волости, а также Муромского и Гороховецкого уездов. Он же стал её первым воеводой.
С трех сторон плато на Мининой горе, где сооружались укрепления, окружали труднопроходимые овраги с небольшими речками Волшник и Свистишна. С четвертой, наиболее доступной стороны был прорыт глубокий ров. Поначалу крепость предполагалось построить целиком белокаменную — и стены, и башни, но в итоге были сооружены земляные валы с дубовыми стенами. И лишь угловые башни построили из камня. Защищала эти мощные укрепления сильная артиллерия.
Историки нашли немало всевозможных сведений об этом Ярополче. Например, известный краевед с вязниковскими корнями Виктор Николаевич Маштафаров обнаружил в фондах Государственного исторического музея в Москве копию плана Ярополческой крепости. Она находилась в деле о проведении генерального межевания вязниковской округи в конце 1750-х годов. Тогда администратор Ярополческой дворцовой волости, бригадир Дмитрий Колошин представил найденное им доношение 1726 года «Об осмотре и описи садов в городе Ярополче, которым владели Вязниковской слободы жители и сколь под тем городом Ярополчем мерою земли и в которых тот город Ярополч от Вязниковской слободы состоит мерою», а также копию фрагмента из писцовых книг стольника Назария Михайловича Засецкого и подьячего Тимофея Степанова 1677-1678 гг. с описанием Ярополча.
В 1678 году данная писцовая книга описывала город Ярополч так:
«…В городе по мере земли под церквами и под кладбищами и под приказной избою и под воеводским двором и под житницами и под жилецкими дворами и огороды и под тюремным двором 45 десятин. Да в городе ж Ярополче 12 дворов пушкарских и стрелецких, 37 дворов бобыльских».
По данным историка А. Д. Тельчарова, население Ярополча тогда составляло всего 133 человека.
В Ярополче находился воевода, назначаемый царем в качестве местного военного и административного начальник. Там имелся небольшой гарнизон из жильцов (офицеров-дворян), стрельцов и пушкарей — профессиональных артиллеристов. В специальном погребе хранился запас пороха, а в каменных башнях — каменные и чугунные ядра для пушек. Внутри города Ярополча стояла деревянная церковь во имя святой живоначальной Троицы с приделом Архангела Михаила. Имелась даже своя тюрьма.
А еще в этом небольшом городе находился Ярополческий кружечный двор. В 1651 году вышел в свет указ царя Алексея Михайловича об открытии кружечных дворов в городах и больших дворцовых селах. Кружечные дворы состояли в ведении приказа Большой казны.
Вино, пиво, мед продавали на кружечном дворе чарками, кружками, а из винных амбаров – оптом: ведрами и полуведрами. Во время Великого, Успенского, Рождественского и Петровского постов, а также по воскресениям, средам и пятницам продажа вина запрещалась. Летом кружечный двор начинал работу после обедни, с третьего часа дня, а запирался за час до вечерни. Зимой, когда световой день невелик, работа «чарочного двора» ограничивалась временем от обедни до третьего часа дня. Таким образом, с появлением кружечных дворов запрещалось уличное пьянство, устанавливались сроки продажи хлебного вина, меда и пива. В кружечном дворе, в отличие от кабака, запрещалась распивочная торговля вином. Вино продавалось лишь на вынос ведрами, кружками и чарками.
Кружечные дворы были первоначально казенными заведениями, их не разрешалось отдавать на откуп. Резкое падение продажи казенного вина и развитие корчемства привело к тому, что с 1664 года кружечные дворы разрешили брать на откуп. Но указами от 20 и 23 июня 1681 года кружечные дворы вновь передали в ведение казны. В 1705 году система винных откупов возродилась и существовала до 1795 года.
О том, какая торговля велась Ярополческим кружечным двором, дает представление приходно-расходная книга Боголюбова монастыря за 1697 год. В ней записано, что в августе «куплено в Ярополче на кружечном дворе вина про монастырский обиход на братию и про гость 14 ведер с полуведром», за что иноками было «дано по семи алтын по четыре денги за ведро — итого три рубли одиннадцать алтын две денги» (3 рубля 34 копейки).
Монахи, видимо, любили выпить, потому что закупили более 178 литров вина, и это притом, что «добрым вином» тогда называли водку, а по крепости эта водка тогда представляла собой почти неразбавленный спирт. Таким образом, этот объем соответствовал примерно 445 литрам современной сорокоградусной водки.
Кстати, к примеру, в 1687 году братия Боголюбова монастыря состояла из игумена, казначея, трех иеромонахов, 8 служебных старцев, 11 старцев рядовой братии белого диакона, 2 клиросных дьячков и 6 дьячков из крестьянских детей — всего из 33 человек. То есть из купленной в Ярополче партии спиртного на каждого из монастырской братии приходилось примерно по 13 с половиной литров водки. И, похоже, это был отнюдь не годовой запас…
То, что вино для Боголюбова монастыря покупали в Ярополче, хотя гораздо ближе были Владимир и Суздаль, свидетельствует о значительных объемах торговли Ярополческого кружечного двора и, возможно, о практиковавшихся там скидках для оптовых покупателей.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №43 (563) от 03.11.2021 г.