Храните ваши денежки: как не стать жертвами мошенников
В Вязниковской межрайонной прокуратуре состоялся круглый стол, посвящённый проблемам сохранности личных денег граждан. Участие в обсуждении приняли представители правоохранительных органов, местных властей, кредитных организаций и образовательных учреждений. По сути, разговор сводился к одному: как донести до вязниковцев, что не стоит переводить деньги первому же позвонившему злоумышленнику.
Читая эти строки, многие, возможно, подумают: «Это точно не про меня. Я не такой доверчивый и легко могу распознать злоумышленника». Вот только цифры говорят иное. Межрайонный прокурор Андрей Молчанов привёл настораживающую статистику: за 2019 год со счетов жителей Вязниковского района злоумышленники обманным путём похитили около 5 миллионов рублей. В прошлом году – 8 миллионов рублей, за январь и февраль 2021-го – 2,3 миллиона рублей.
У вязниковцев стало больше денег, которыми они готовы поделиться с мошенниками? Нет, просто преступники стали умнее и изворотливее.
В правоохранительных органах подтвердили, количество хищений с банковских карт за последнее время увеличилось в полтора раза. При этом раскрываемость таких преступлений чрезвычайно низкая. Мошенники предпочитают использовать IP-телефонию. Отследить такой звонок трудно.
— Невозможно составить и портрет потенциальной жертвы телефонных «разводил», — сообщили участники круглого стола. – На уловки мошенников попадаются не только пенсионеры, но и люди среднего возраста, молодёжь, которые «на ты» с современными средствами коммуникации. Преступники научились работать с любой целевой аудиторией, используя разные методы отъёма денег у населения.
Чаще это звонки от якобы сотрудников популярных у жителей банков. Жертве сообщают, что с его счётом производятся подозрительные операции и предлагают перевести средства на «безопасный» счёт. При этом преступники обладают некоторыми фактами о своём клиенте. Они, как правило, знают его фамилию, имя и отчество, адрес, паспортные данные и даже номер карты. Всё это добавляет убедительности их легенде. В последнее время, такие «разводилы» стали пугать вязниковцев, что злоумышленниками являются сотрудники местных банков. Делается это для того, чтобы породить в людях недоверие к работникам кредитных учреждений и не допустить срыва ими «операции».
— Нам удалось договориться с некоторыми банками. Около их терминалов самообслуживания развешаны памятки о действиях мошенников, — рассказал начальник ОМВД по Вязниковскому району Кирилл Решетов. – Кроме того сотрудники залов, где расположены банкоматы, обращают внимание на граждан, которые совершают крупные переводы, постоянно общаясь по телефону и находясь в состоянии беспокойства. Таких клиентов предупреждают о возможных мошеннических действиях. В случае необходимости, даже обращаются в полицию. Путём таких переговоров специалистам банка удалось предотвратить несколько краж с банковских карт.
На круглый стол были приглашены представители крупнейших кредитных организаций. Откликнулись, к слову, далеко не все. Тем не менее, по словам присутствующих специалистов, деньги, переведённые на счёт мошенников, есть возможность вернуть в течение первых 24 часов после совершения операции. Затем вероятность счастливой развязки снижается в разы.
— Настоящий банк никогда не предлагает отменить перевод по телефону, хотя может запросить его подтверждение. В настоящем сообщении банка указываются последние четыре цифры номера карты, а иногда ещё и её тип, — пояснили сотрудники кредитной организации. — Банковские работники никогда не просят сообщить ни пароль, ни CVV-код, ни логин и не требуют совершать активные действия, такие как поход к банкомату или ввод кода. Для совершения покупок в интернете лучше завести специальную виртуальную карту и переводить на неё необходимую для совершения сделки сумму денег. Хранить же средства безопаснее не на карточных, а на депозитных счетах. Они более защищены.
Полиция также не сидит, сложа руки. Участковые, сотрудники ППС и ГИБДД регулярно проводят разъяснительную работу среди населения. На конец февраля оповещены более 35000 вязниковцев. Вот только нет никакой гарантии, что в тот же самый момент телефонные преступники не изобретают новый, ещё более продуманный и изощрённый развод на деньги. И это осложняет выработку универсального механизма борьбы с телефонными мошенниками. Единственный более или менее действенный способ защиты – критический подход к любым телефонным звонкам с неизвестных номеров. В любой непонятной ситуации лучше не продолжать разговор с неизвестным собеседником, а прервать звонок, привести мысли в порядок и, в случае необходимости, проверить информацию по официальному телефону кредитной организации или в официальном отделении банка.
Берегите себя и свои деньги!
Андрей ВЕДЕНЕЕВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №10 (530) от 18.01.2021 г.