//   Погода:
Новости

Сразу два поселения Вязниковского района отметят 500-летний юбилей?

В нынешнем году планируется отмечать 500-летие Мстерского края. Эта круглая дата достаточно условна. В её основу положена сохранившаяся духовная грамота князя Ивана Васильевича Ромодановского, датируемая 1521 годом. Правда, Мстёра в ней не фигурирует, так как её в ту пору не существовало, зато упоминается село Барское Татарово. Та же грамота князя Ромодановского позволяет отметить круглую дату не только Мстёрского, но и Сарыевского края.

Дело в том, что в грамоте Ивана Васильевича Ромодановского село Шустово, ныне входящее в состав Сарыевского муниципального образования Вязниковского района, упоминается 14 раз! Сам И. В. Ромодановский писал об этой своей вотчине так: «А село мое Шустова, а церковь в нем Дмитряи Великии з деревнями». Там же упоминаются село Сарыево и село Никольское в Задеберье — оно находилось близ Николо-Дебрского погоста того же Сарыевского сельского поселения. Конечно же, эти села, как и Барское (или Троицкое) Татарово, возникли задолго до 1521 года. Просто грамота Ромодановского — самый старый по времени написания документ, сохранившийся до наших дней, где фигурируют данные географические названия.

Говорится там о сенокосных угодьях вокруг этих сел, о лошадях и «всякие животины» в княжеских конюшнях и скотных дворах, о хлебе в господских житницах князя Ромодановского и «стоячем» хлебе в полях, о рыбных ловлях в окрестных речках (в том числе в Клязьме и Таре) и озерах, где рыболовы использовали княжеские «невод, и сети… и струги». Перечислены местные дороги, в том числе главная «новогородская» — тогдашний аналог сегодняшней федеральной трассы М7 «Волга», и межи в полях, ямы и грани — затесы (или «потесы») на узнаваемых деревьях, обозначавшие границы земельных владений.

Что же касается Шустова, которое упоминается в грамоте И. В. Ромодановского больше всего, то это село является одним из самых древних селений Вязниковского края. Его история насчитывает более тысячелетия. Люди жили там, на высоком берегу Тары в окружении лесов с незапамятных времен.

Археологи обнаружили несколько примечательных объектов на территории самого Шустова и поблизости от него. Так, у северной окраины Шустова, рядом с южной частью ограды сельского кладбища находился грунтовый могильник, датируемый VIII — X столетиями, который, скорее всего, оставили проживавшие там меряне — одно из угро-финских племен, обитавших более тысячелетия назад в среднем и нижнем течении Клязьмы и ее притоков, одним из которых является Тара. Примерно в 5-6 метрах над рекой Тарой, на глубине менее метра были найдены два погребения, при которых находились лепной сосуд, железный топор и разноцветные стеклянные бусы.

В X веке, в пору, когда Залесье, в состав которого входил нынешний Вязниковский район, оказалось под властью первых великих киевских князей — Игоря Рюриковича, Святослава Игоревича и Владимира Святославича, в Шустове возникли сразу два славянских селища — сельских поселений восточных славян. Одно из этих селищ, датируемое X — XIII веками, было расположено на территории нынешнего села Шустово, неподалеку от церкви, на высоком мысе левого берега Тары.

Второе славянское селище, также датируемое X — XIII веками, находилось примерно в 120 метрах к юго-востоку от нынешней церкви села Шустово, на пологом левом берегу реки Тары, в сотне метров к юго-востоку от первого селища.

Третье селище, располагавшееся в 450 метрах к востоку от шустовского храма, на левом берегу Тары, на высоте над рекой в 5-6 метров, было самым большим. Его площадь составляла 30 тысяч квадратных метров. Оно датируется XI — XIII веками. Там была найдена древнерусская гончарная керамика с линейным и волнистым орнаментом.

Не исключено, что это три части единого сельского населенного пункта — первоначального села Шустово домонгольских времен.

Шустово возродилось и после Батыева погрома и вошло в состав Стародубского княжества, а потом находилось в уделе князей Ромодановских. В 1521 или в 1522 гг. боярин князь Иван Васильевич Ромодановский скончался, приняв перед смертью иночество в придворном московском Богоявленском монастыре, оставив перед смертью духовную грамоту — подробное завещание. Этот документ и является ныне ценнейшим источником по истории нашего края и дает повод отметить 500-летие не только Мстёрского края, но и Сарыевского.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №5 (525) от 11 февраля 2021 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий