Готовь сани летом, а телегу зимой
Вопреки расхожему представлению о бедности русского крестьянина в царской России, ходить пешком у мужиков было не принято. Разве что до соседнего дома в родной деревне. Сколько-нибудь уважающий себя селянин должен был непременно ездить — летом в телеге или тарантасе, а зимой — в санях.
О привилегированных сословиях и говорить нечего. Купцы довольствовались почти такими же тарантасами и санями, как и крестьяне, разве лучше отделанными, да лошадей впрягали в них больше — сразу две, а то и целую тройку. Благородные господа, как правило, заказывали экипажи столичным мастерам или выписывали кареты и сани из Германии или даже Англии.
Впрочем, и крестьяне обычно телеги и сани сами не делали, а покупали их у мастеров тележного и санного дела. Гужевой транспорт, как правило, изготавливали профессионалы — формально тоже крестьяне, но для которых подобная работа стала основным видом деятельности.
Владимирская губерния была одним из центров такого тележно-тарантасного и санного промысла. А в ней центрами подобного «автопрома» XIX – начала XX веков являлись несколько селений на границе Ковровского и Вязниковского уездов.
Телеги и тарантасы делали в деревне Горячево Алексинской волости. Этот промысел зародился там вскоре после окончания Отечественной войны, в 1818 году, причем, по выражению местных жителей, «самоучкой». То есть горячевцы сами додумались до конструкции нехитрого крестьянского транспорта и постепенно отработали технологию его производства. Местные офени-алексинцы, колеся по необъятной Российской империи, обеспечивали постоянный спрос на немудреный горячевский транспорт. В Горячеве выпускали телеги, тарантасы, колеса к ним, а также сани.
Кустарные тележно-тарантасные мастерские представляли собой просторные избы с несколькими окнами, деревянным полом и высоким потолком, а также с полатями для сушки леса. У окон устанавливались верстаки.
В старину мастера работали и по кузовам, и по колесам, и по кузнечному делу. К концу XIX века специализация стала обязательной. Каждый тележник занимался только своей операцией на этом импровизированном деревенском конвейере. Кузов деревянных дрожек делался из березы. Затем кузов с рамой отправляли в кузницу, где подгонялись оси и другие железные части. Далее готовый «окованный» тарантас возвращался обратно в мастерскую, где его красили и обивали кожей или ковром. Колеса делали там же или же заказывали в специальной мастерской. После их пригонки, врезки и окраски, экипаж был готов к употреблению.
Большая часть сырья покупалась или изготовлялась на месте. Исключением были спицы колес. Особо славились нижегородские спицы из старого спелого дуба.
Один мастер работал над тарантасом не менее недели, да еще 2-3 дня над ним трудился кузнец с помощью двух подмастерьев. Сбыт готовой продукции осуществлялся частью на местных базарах, в том числе в Вязниках, слободе Холуй, а частью — в Нижнем Новгороде.
И хотя тарантас в ценах рубежа XIX-XX веков продавался за 35-50 рублей, за вычетом себестоимости, мастерам оставалось сравнительно немного. Но при этом, тарантасный промысел для мастеров считался более выгодным и привлекательным, нежели, скажем, овчинный или валяльный.
В деревне Исаково той же Алексинской волости крестьяне специализировались на изготовлении зимних саней-плетенок. Хороший мастер при помощи опытных кузнецов делал до двух саней в неделю. В деревнях Набережной близ Горячева и в Сергейцеве недалеко от Коврова плели корзинки для санок и тарантасов. Для этого использовался тальник и черемуха. Сырье заготавливалось в клязьминской пойме. Этим занимались отдельные крестьяне, а мастера-плетенщики покупали у них прутья по сходной цене.
В конце XIX века серьезную конкуренцию местным корзинам стали создавать привозимые из Казани отличные черемуховые плетенки. Но из-за дальней транспортировки цена на них оказывалась вдвое дороже местных.
Колеса для телег и тарантасов делали, в основном, в деревнях Горячево и Ильинской. Почти у каждого мастера-колесника имелась отдельная мастерская с токарней, на которой обтачивались ступицы. Колеса местные мастера делали исключительно из березового дерева. Березовые колеса служили дольше и меньше подвергались гниению, а также были значительно дешевле дубовых. Комплект колес для телеги мастер обычно готовил два дня. Самые лучшие умельцы умудрялись сделать 4 колеса за день.
Дубовые ободья для колес мастера покупали на ярмарках в Нижнем Новгороде и перевозили на барках по Оке и Клязьме. Дубовые спицы покупали в рощах местных помещиков и у соседних государственных крестьян. Обыкновенный тарантас без отделки и без осей продавался хмелевцами в 1880-е годы по 15-17 рублей. Простые русские сани, так называемые розвальни, с дубовыми полозьями стоили у них же 4-5 рублей. Хороший мастер изготавливал по трое саней в неделю. Готовить сани под продажу обычно начинали с Покрова — с 1 октября по старому стилю. А главным «санным салоном» во Владимирской губернии являлась Крещенская ярмарка в Киржаче, проводимая 6 января по старому стилю. Туда ездили все, в том числе вязниковцы и владимирцы. Там покупались санки разных размеров и с отделкой на любой вкус.
Массовое кустарное производство телег, тарантасов и санок в нашем крае сохранялось до конца 1920-х гг. — вплоть до конца НЭПа. Когда же, наконец, железный конь пришел-таки на смену крестьянской лошадке, то и данный промысел навсегда ушел в историю. И теперь не только телегу, простое тележное колесо любители экзотики в деревнях находят с немалым трудом.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №1 (521) от 14.01.2021 г.