//   Погода:
Новости

Вспоминая трагедии «Декабриста» и «Щуки»

Совсем недавно исполнилось 20 лет со дня гибели атомной подводной лодки «Курск». Несмотря на то, что субмарину подняли, до сих пор не получены ответы на все вопросы, связанные с этой трагедией. Море умеет хранить свои секреты и не желает делиться ими с людьми. Например, до сих пор не разгадана и тайна советской подводной лодки «Д-1» — «Декабрист». Она вышла в свой последний поход 13 ноября 1940 года — за 7 месяцев до начала Великой Отечественной войны, и больше не вернулась на базу. Первенец Северного военного флота, эта лодка исчезла в холодных водах Баренцева моря, а вместе с ней навсегда пропали 55 моряков — весь экипаж, находившийся на ее борту. А за год до последнего похода «Декабриста», 20 октября 1939-го в Кольском заливе затонула еще одна подводная лодка — «Щ-424»- «Щука», унеся в ледяную пучину 32 человеческих жизни. Среди них был и наш земляк — вязниковец Василий Никитин.

Тайна «Декабриста» еще не разгадана

Обстановка в предвоенные годы на границах СССР была напряженной. В сентябре 1939-го  полыхнул пожар Второй мировой войны. Боевые действия велись в Европе и Африке, зоной вооруженного противостояния стали Атлантика и близкие к нашим рубежам северные моря. На Советский Союз, заключивший с фашистской Германией пакт о ненападении, тогда косо посматривали как сами немцы, понимавшие неизбежность плана «Барбаросса», так и будущие союзники, особенно англичане. Подданным Его Величества Георга VI не нравилась перспектива гегемонии германско-советских сил в полярных широтах, через которые корабли получали прямой доступ к Британским островам, в обход направлений, укрепленных военными базами. Постоянное присутствие в полярных водах как немецких, так и британских военных кораблей, в том числе подводных лодок, никого не удивляло. Поэтому одной из версий гибели «Декабриста» до сих пор считается столкновение с иностранной субмариной.

Капитан несчастливой «Щуки»

А вот обстоятельства потопления «Щ-424» известны хорошо. Ее отправил на дно  советский рыболовецкий траулер! РТ-43 «Рыбец» Мурманрыбфлота в Кольском заливе протаранил «Щуку» в левый борт в районе боевой рубки. По одним данным, лодка после столкновения продержалась 3 минуты, по другим — всего 45 секунд. Кроме находившегося на мостике и успевшего выскочить на верхнюю палубу радиста, все остальные члены экипажа навечно погрузились вместе со смертельно раненой субмариной на глубину 250 метров.

Почти мистический факт — командиром «Щ-424» в этот поход штаб флота собирался назначить капитан-лейтенанта Федора Ельтищева, который, не успев ознакомиться с лодкой, попросил отсрочить выход на пару дней. Тогда вместо него командиром утвердили капитан-лейтенанта Константина Шуйского. После аварии Шуйский оказался в числе уцелевших. Время было суровое, и его приговорили к расстрелу. Лишь заступничество коллег-подводников, написавших Сталину, спасло К.Шуйского. Ему дали 10 лет лагерей, но с началом войны вернули на флот. За храбрость опальный капитан вскоре получил помилование. До Победы он не дожил — погиб в октябре 1943-го в одном из боевых походов, командуя «Щ-403». Кстати, в мае того же 1943 года прямым попаданием фашистской авиабомбы был потоплен и «виновник» гибели «Щ-424» траулер «Рыбец», ставший к тому времени сторожевиком СКР-31. А капитан-лейтенант Ельтищев, который так и не попал на борт «Щ-424», в конце 1939-го был назначен командиром подводной лодки «Декабрист»!

В гибели «Д-1» обвинили погибших подводников

Под командой Федора Ельтищева «Д-1» и вышла в свой последний поход. Незадолго до того «Декабрист» был капитально отремонтирован, и ему предстояло провести несколько пробных погружений. Эта лодка была первенцем советского подводного кораблестроения. В ее закладке в 1927 году на Балтийском заводе принимали личное участие Сергей Киров и Клим Ворошилов. Служить на «Декабристе» считалось особо почетным.

В 13 часов 14 минут  в «несчастливый» день 13 ноября 1940 года «Д-1» начала погружение в Мотовском заливе неподалеку от Мурманска. В 13.30 субмарина погрузилась «под перископ». Еще через 15 минут перископ «Декабриста» был замечен одним из береговых постов наблюдения. С тех пор лодку больше не видел никто, на связь она так и не вышла, и точное место ее гибели известно лишь предположительно. На дне залива была обнаружена большая масса металла. Ее и сочли погибшей подлодкой. Эта точка с координатами 69 градусов 29.1 северной широты, 32 градуса 54.7 восточной долготы считается местонахождением «Декабриста», хотя окончательной уверенности в этом нет, а поблизости нашли еще одну металлическую массу (возможно, все-таки столкновение двух подлодок?). Поднять «Д-1» собирались несколько раз, но так и не подняли.

А в 1940-м комиссия под руководством второго заместителя наркома ВМФ адмирала Льва Галлера сделала официальный вывод: «Декабрист» погрузился «ниже предельной глубины» и был раздавлен давлением воды. У специалистов такое заключение до сих пор вызывает большое сомнение. Кстати, тогдашний командующий Северным флотом контр-адмирал Арсений Головко тоже высказывался категорически против принятого комиссией решения, фактически возлагавшее вину за случившееся на погибший экипаж, члены которого уже ничего не могли сказать в свое оправдание. Однако Головко не послушали, а потом сняли с должности комфлота.

Чтобы помнили

Среди погибших на «Декабристе» значится Николай Иванович Дунайский, родившийся в 1916 году на станции Карабаново нынешнего Александровского района Владимирской области. Александровским военкоматом он был призван на военную службу в 1937-м, в октябре того же поступил в учебный отряд подводного плавания, а в мае 1938 года направлен на Северный флот. 21 июня 1938-го краснофлотец Дунайский получил назначение на «Д-1» и к ноябрю 1940-го исполнял обязанности командира отделения трюмных машинистов.

А среди ушедших в последнее погружение на «Щ-424» оказался Василий Матвеевич Никитин, родившийся в 1914 году в Вязниковском районе (населенный пункт пока неизвестен) и призванный на военную службу в 1936-м. По совпадению он тоже занимал должность командира отделения трюмных машинистов. На «Щуку» он попал в июне 1939-го — всего за 4 месяца до трагедии.

Возможно, в пределах владимирского региона до сих пор проживают родственники погибших моряков. Мы просим их откликнуться. Необходимо подумать и о том, как увековечить память подводников, которые отдали жизни, защищая морские границы нашей страны.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №34 (501) от 20.08.2020 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий