Вязниковцы просят изменить режим
На территории Вязниковского заречья прошла серия сходов жителей по вопросам организации жизнедеятельности населения в особо охраняемых природных территориях. Людей волнуют простые вопросы: где и когда можно заготавливать дрова, как собирать грибы и ягоды? По каким дорогам можно ездить, а по каким нельзя?
Особо охраняемые территории составляют 25% от общей площади Вязниковского района. При этом от территории всей Владимирской области они «отнимают» примерно 12%. В соседней Нижегородской области заказники расположены лишь на 6% от площади региона. В Ивановской и того меньше — 4%.
В Вязниковском заречье проживает более полутысячи человек. Левобережье Клязьмы – любимое место отдыха горожан и гостей из соседних регионов – любителей экологического туризма. По мнению инициаторов проведения сходов, политика Дирекции особо охраняемых природных территорий, контролирующей соблюдение режима заказника, сводится к тому, чтобы сделать нахождение людей в зареченской зоне максимально проблематичным. К примеру, как отмечают в районном обществе охотников и рыболовов, в порядке посещения «первой» и «второй» зоны, а это 17 тысяч гектаров, записано, что сбор ягод и грибов, а также проезд на транспорте, разрешены жителям только по согласованию с уполномоченным органом администрации области.
Сходы прошли в 13 населённых пунктах заречья. Участие во встречах приняли около 200 человек. Жители высказали ряд предложений по изменению режима Клязьменско-Лухского заказника. Как отметил руководитель некоммерческого партнёрства «Вязниковское охотничье-рыболовное хозяйство» Владимир Сиротин, условно все требования можно объединить в несколько групп.
Так, например, по поводу сбора ягод и грибов – вязниковцы просили исключить из регламентирующих документов соответствующие ограничения. Жители вспомнили, что раньше в заклязьменских деревнях функционировали грибоварни, скупающие дары леса у населения и предоставляющих рабочие места. Из-за опасения получить крупные штрафы, предприниматели свернули свою деятельность, а люди потеряли дополнительные доходы, — сетуют местные.
Также поднимались вопросы проезда по грунтовым дорогам внутри зон заказника. Возможность езды по особо охраняемой природной территории есть и сейчас, но число дорог сильно ограничено. До некоторых населённых пунктов на машине и вовсе добраться почти невозможно.
— Жители Санхра обратили внимание на то, что по действующему положению осуществлять выпас скота и заготовку сена можно только в административных границах посёлка, — говорит Владимир Сиротин. – В советское время в подсобных хозяйствах обитатели Санхра держали десятки коров и овец, которые свободно паслись на окрестных лугах. Никакой опасности для экологии животные не представляли. Сейчас счёт скота идёт на единицы. И его разрешают пасти только внутри посёлка. Это не логично. Почему бы не предоставить людям отдельные места для выпаса и сенокоса? Лугов там предостаточно. А доводы о том, что домашние овцы наносят вред уникальной экологии, по меньшей мере, не состоятельны. Вряд ли эти животные съедят больше растений, чем те же лоси.
В ходе встреч зареченцы попросили обратить внимание Дирекции ООПТ на смещение сроков заготовки дров. Этим разрешено заниматься только с 15 ноября, когда в лес уже тяжело попасть, а древесина мокрая. По мнению вязниковцев, нужно сместить сроки на вторую половину лета. Экосистеме и почвенному покрову такой шаг повредить не должен.
— Ну, а как можно было запретить местным жителям использовать моторные плавательные средства в зоне подтопления? — негодуют представители данных территорий. – Часто бывает, что пожилые родители живут в другом населённом пункте. Во время половодья добраться до них дети могут только на лодке. Получается, что лишь на вёсельной? Сложности возникают и у егерей, которым нужно быстро переплыть из одного участка в другой. Кому нужен такой «драконовский» режим?
Жёсткий регламент возмущает также охотников и рыболовов.
Пожелания местных жителей структурируют, грамотно оформят юридически, а затем направят в профильные департаменты администрации области для поиска компромисса. Однако Дирекция ООПТ, по всей видимости, так просто сдаваться не намерена. Как сообщает ГТРК «Владимир», чиновники назвали сходы зареченцев «нелегитимными».
— Сход – это волеизъявление народа. Он законы не принимает и, следовательно, нелегитимным быть не может, — считает В. Сиротин. – Если областная власть людей не услышит, то придётся обращаться в суд. В каждом населённом пункте заречья выбран представитель, который, в случае необходимости, готов отстаивать интересы всего посёлка или деревни. Но, надеюсь, до тяжбы дело не дойдёт.
Подготовил Андрей ВЕДЕНЕЕВ.
Фото Вячеслава Павлова с сайта photobook33.ru.
Источник: Газета “Районка, 21 век” №14 (479) от 19.03.2020 г.