Вязниковские эдомитяне
В Перечне водных объектов нашей Владимирской области зарегистрировано 620 рек и ручьев. Среди них есть и небольшая речушка Эдон, которая протекает в Вязниковском районе и является правым притоком реки Тетрух. Происхождение подобного наименования до сих пор остается неясным. Известно мужское имя Эдон, у которого албанские корни. Есть также городок Эдон в США — центр округа Трумбулл на северо-востоке штата Огайо. Во Франции примерно в 400 км юго-западнее Парижа существует коммуна (проще сказать — небольшая деревня) Эдон с населением менее 600 человек в регионе Пуату-Шаранта неподалеку от Ангулема. Однако к вязниковской речке албанские, американские и французские имена и топонимы явно никакого отношения не имеют.
Как свидетельствуют исторические документы, до конца XVIII столетия речка Эдон писалась совсем иначе. Не Эдон, а Едом! Именно так, к примеру, она обозначена на планах генерального межевания конца 1770-х гг. тогда только еще образованной Владимирской губернии.
В переводе с древнееврейского Едом означает «красный». Согласно библейской традиции, в древности существовало царство Едом, расположенное между Мертвым морем и северо-восточным побережьем Эйлатского залива Красного моря, славившееся своим плодородием и неприступностью. Проживавший там народ — эдомитяне считались потомками Исава, старшего сына библейского патриарха Исаака. Не исключено, что первоначальное название реки и одноименной деревни на ней (она тоже первоначально именовалась Едом, а теперь это деревня Эдон Степанцевского муниципального образования Вязниковского района) тоже имело библейские корни.
В старину на Руси практика наречений монастырей, гор, рек и даже целых областей библейскими именами была широко распространена. Нашим православным предкам непременно была нужна поблизости, рядом хотя бы частница святой земли. Так появились Новый Иерусалим на Истре под Москвой и даже участок самой Истры, переиначенной в Иордан. А еще — Вифания и Гефсиманский скит близ Троице-Сергиевой лавры, Гефсимания в Переяславле-Залесском и Северная Фиваида на Вологодчине. Подобные библейские названия известны и во Владимирском крае. Например, в Камешковском районе с давних пор находилось село Эдемское (в старину его название писалось как Едемское) с храмом в честь Всех Святых, названное в честь Эдема (Едема) — райского сада в Библии. Очень похоже на то, что селение и река Едом в нынешнем Вязниковском районе появились как своего рода библейская аллюзия. Возможно, что в средневековье там существовала пустынь (известно, к примеру, что средневековые монастыри существовали на месте нынешней деревни Галкино в прежнем Воскресенском погосте того же Степанцевского поселения, а также в погосте Дебри на территории Сарыевского поселения), иноки которой хотели видеть этот уголок аналогом земли обетованной — обильной на плоды леса и поля, а еще — труднодоступной в своей глухомани для непрошеных гостей. А потом понимание сути аналога библейского названия ушло, и уже непонятный для большинства Едом переиначили в Эдон.
Впрочем, не только название речки Эдон, но и она сама — сплошная загадка. Почти на всем протяжении эта речка течет меж лесных берегов в труднодоступных дебрях в сплошных зарослях берез, осин, ракит и черемухи. Исток Эдона находится в районе нынешней деревни Эдон, откуда эта речушка устремляется в юго-восточном направлении и неподалеку от деревни Буторлино впадает в реку Тетрух. Из-за уединенного местоположения Эдон давно облюбовали бобры, построившие там из стволов и веток деревьев целую систему плотин с общим перепадом уровня воды более двух метров. В результате местами похожая на ручей речка у плотин широко разлилась по всему лесу, образовав подобие мини-водохранилища, из-за чего не только ее берега, но и дальние подходы к ним стали топкими и еще более непроходимыми. Теперь речка Эдон — Едом это настоящий бобровый рай.
История деревни Эдон на одноименной речке (бывшей Едом на Едоме) заслуживает отдельного рассказа. В старину она вместе со всей округой входила в огромную вотчину князей Мстиславских в Ярополчском стане, которую пожаловал боярину князю Федору Мстиславскому царь Василий Шуйский. После пресечения рода князей Мстиславских в начале 1630-х гг. деревня Едом на Едоме стала дворцовой вотчиной — владением царской фамилии, которым оставалась вплоть до свержения монархии в России в феврале 1917-го.
После учреждения Владимирской губернии в 1778 году Едом на Едоме вошла в Вязниковский уезд. Однако в 1797 году при императоре Павле I, последовательно переиначивавшим то, что делалось при его матери Екатерине II, ряд уездов Владимирской губернии был упразднен, в том числе Ковровский и Судогодский. В 1804-м сын убитого во время дворцового переворота Павла новый император Александр I восстановил и Ковровский, и Судогодский уезды, но их первоначальные границы оказались частично изменены. Именно тогда Эдон-Едом был перечислен из Вязниковского уезда в Судогодский, в составе которого это селение оставалось до 1929 года, после чего при очередной административно-территориальной реформе вновь стало вязниковским — уже в составе Вязниковского района. Там Эдон остается и до сих пор.
В этой небольшой деревеньке, где в начале 1900-х гг. проживало лишь шесть десятков крестьян всего лишь в 11 дворах, в 1905 году местными предпринимателями Анохиными была в 1905 году пущена паровая прядильно-ткацкая фабрика. Благодаря фабрике, Эдон, в течение непродолжительного времени значительно увеличившийся в размерах, фактически стал фабричным поселком, население которого увеличилось почти в 15 раз. Вскоре после революции 1917 года фабрика Анохиных была национализирована, и получила название «Пролетарской». После распада СССР льнопрядильное предприятие выжить в новых условиях не смогло. Окончательно ООО «Льнопрядильно-ткацкая фабрика «Эдон» было ликвидировано 28 октября 2004-го. Стрелки часов на фабричной проходной навсегда остановились на 16.00, когда закончилась последняя смена. Теперь прежде кормившая всю округу фабрика заброшена, а число постоянных обитателей Эдона, где нет иного «поселкообразующего» предприятия стремительно сокращается. Кстати, вязниковский Эдон ныне сопоставим по численности населения с Эдоном французским. Может, им впору стать деревнями-побратимами?
Николай ФРОЛОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №22 (438) от 13 июня 2019 г.