Врата в Костин угол
Из старинного села Сарыево Вязниковского района, когда-то известного своими помещиками — графами и князьями, а потом — популярными у туристов «сарыевскими горами», в северо-восточном направлении уходит дорога. Она ведёт сначала полем, а потом мимо сельского погоста, прямо через вековой сосновый бор. Примерно две версты спустя, могучие сосны неожиданно расступаются. Впереди, рядом с разлившейся у плотины Тарой, видна высоченная — выше пятиэтажки — насыпь Горьковской железной дороги. Даже сегодня поражает размах строительства этой магистрали, сооруженной на рубеже 1850-х – 1860-х годов без какой-либо тяжелой техники, при помощи одних лишь лопат и тачек.
Предки не скупились
Но ещё больше впечатляет туннель в этой гигантской насыпи, проходящий под линией железной дороги. Он тоже сработан на века. Выложенный тщательно пригнанными красными кирпичами, образующими огромный свод, старый туннель сегодня запросто выдерживает вибрацию от тяжелых и длинных грузовых составов, стремительно пролетающих скоростных пассажирских поездов. И это притом, что о подобном подвижном составе проектировщики, строители железной дороги и туннеля не могли прочитать даже в популярных романах Жюля Верна.
Туннель, увеличенный в длину в советское время при помощи бетонных плит, и в основной своей части по ширине и высоте настолько велик, что через него сегодня запросто могут проехать не только легковушки, но и тяжёлые грузовики.
Какова была логика строителей? Ведь, когда все это возводилось в царствование Александра II, через туннель могли ездить лишь конные экипажи — телеги, коляски, в крайнем случае, кареты, чьи кузова отдаленно напоминали нынешние авто, хотя значительно уступали им размерами. К чему было городить столь исполинское сооружение, затрачивая на него огромные средства? Каждый подобный туннель обходился в сотни тысяч рублей золотом, что в пересчете на нынешний курс составляет сотни миллионов. Почему не сэкономили, не «оптимизировали» проект, а тратили, не скупясь, устраивая стратегически важный проезд под «чугункой» с запасом на целые века?
В соседнем городе Коврове тоже имеется подобный туннель под насыпью той же Горьковской железной дороги. Высота и ширина этого сооружения, построенного 157 лет назад, позволяют до сих пор осуществлять движение транзитного автотранспорта с федеральной трассы М7 «Волга» на автодорогу R71 Ковров-Шуя-Кинешма именно через этот туннель. А какие сейчас идут фуры, объяснять вряд ли стоит. И вся эта гигантомания мирового автопрома уже третий век запросто помещается в нашем туннеле, сооруженном вручную, с огромным запасом прочности и габаритов.
Десяток домов и несколько жителей
В отличие от ковровского «близнеца», туннель близ Сарыева обычно пустует. Машины проезжают там нечасто. Причина в том, что дорога через огромный туннель ныне ведет в одну-единственную деревню — Высоково.
Расположена она очень живописно, среди лесов, у речки Тара, на возвышенности. Вероятно, название деревни как раз и отражает местоположение — на высоте. Сегодня в Высокове всего лишь с десяток домов и несколько постоянных жителей. По всероссийской переписи населения 2010 года их значилось только три человека. Большая часть высоковских подворий принадлежит дачникам, да и тех немного, Дальше проселки уходят через поле в другие леса, но это — зарастающие дороги в никуда. На десяток с лишним километров округи лишь леса, перелески и не возделываемые поля, где всё больше кустарника и молодой поросли.
Реквием погибшим сёлам и деревням
Для чего же строился столь внушительный туннель? Неужели только для того, чтобы можно было попасть в деревню Высоково?
Конечно же, нет! Когда строились железная дорога и туннель, рядом с Высоковым и вокруг него находились с десяток деревень: Губино, Демаково, Долгово, Жары, Костенево (Костино), Круглово, Коробы, Носково, Черноморье и Федорково, а также старинный Ильинский погост, что в Костином углу, с каменным храмом во имя пророка Ильи, возведенном на месте старого деревянного в 1826-1829 гг. близ реки Тары. К началу XX века там насчитывалось почти 800 человек постоянного населения.
Сейчас, кроме Высокова, уцелели лишь Жары и Черноморье — благодаря близости к Мстёре. Да и в них, вместе взятых сегодня лишь 25 постоянных обитателей. А шесть остальных деревень и погост, бывший веками местным административным и духовным центром, сгинули безвозвратно. Причем, произошло это, по большей части, не слишком давно — всего лет 50 назад.
В середине 1930-х годов там ещё имелось по колхозу в каждой деревне: в Демакове и Костине — «Красный пахарь», в Высокове — «Красная горка», в Федоркове — «Новая жизнь», в Губине — «Трудовик», в Долгове — «Заря социализма», в Черноморье — «Дружба», в Жарах — имени К. Е. Ворошилова, в Коробах — «Красный пахарь». Там бурлила жизнь. В Долгове действовала школа, куда ходили учиться ребятишки со всей округи.
А потом значительную часть мужиков из этих деревень выкосила война. Колхозы стали укрупнять. В 1960-е, оказавшись в стороне от магистральных путей-дорог, в пору разделения сёл и деревень на «перспективные» и «бесперспективные», эти селения фактически были уничтожены. Остались лишь поля, пропадающие просёлки и обозначения на топографических картах в виде, так называемых, урочищ. В нашем крае пресловутые урочища — обычно не что иное, как своего рода реквием навсегда погибшим сёлам и деревням.
Строили на перспективу
Официально из числа населенных пунктов костинские деревни, по большей части, исключили в 1977-м. Последней снесли деревню Долгово, где ещё в горбачевскую «перестройку» доживали свой век два пенсионера. Официально её ликвидировали 30 лет назад — в 1989-м.
Теперь от Высокова до самой Мстёры — безлюдье и глушь. Несколько лет назад в бывшем Ильинском погосте был установлен металлический поклонный крест на том месте, где прежде находился закрытый в 1928-м и снесенный до основания в 1950-е храм Ильи Пророка.
Когда строилась железная дорога Москва – Нижний Новгород, что ныне именуется Горьковской, исторический Костин угол являлся многонаселенным краем, где число жителей постоянно росло. Поэтому строители и устроили специальные «врата в Костин угол» для того, чтобы не создавать проблем местным обитателям и с учетом будущего развития этой территории. А теперь огромный туннель ведет лишь в одну деревню, чудом уцелевшую в виде дачного поселения на сарыевских выселках.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: Газета “Районка, 21 век” №13 (429) от 04 апреля 2019 г.