О книге Алексея Тица и князе Ярополке
В нынешнем году исполняется 50 лет с тех пор, как в издательстве «Искусство» в Москве вышла книга известного советского историка архитектуры, искусствоведа и педагога Алексея Алексеевича Тица «По окраинным землям Владимирским». Значительная часть этой книги посвящена истории и архитектуре Вязников, Мстёры и Вязниковского района, в том числе Ярополчу-Залесскому. В серийной желтой обложке, неплохо иллюстрированная, она сразу же завоевала огромную популярность и для многих вязниковцев стала краеведческим откровением.
До сих пор впечатления А. А. Тица от посещения ярополческого городища в Пировых Городищах завораживают читателей, включая тех, кто сам бывал в тех местах:
«Ещё издали, когда идешь от шоссе Москва-Горький к деревне Лапино, вырисовываются на фоне неба четкие контуры валов. Лучше всего сохранились монументальные земляные укрепления с северо-восточной стороны. Отрезанные от окружающего поля оврагом, огромные вздыбившиеся откосы производят впечатление мощи и незыблемости. Правда, нежная зелень, покрывающая грозные укрепления, и красота пейзажа с кружевными контурами березок, робко прижавшихся к мощным спинам валов, смягчают это впечатление и настраивают на лирический лад. И только когда пройдешь через былые ворота на территорию городища, зажатого земляным кольцом, и подойдешь к одному из раскопов, вокруг которого белеют кости ярополчан, начинаешь ощущать тяжесть веков и мысленно воскрешать былое.
За этими, ныне пустынными валами в неравной борьбе погибли более семисот лет назад жители города. Не устоял град Ярополч, несмотря на высоту своих насыпей, крепость деревянных стен и храбрость воинов, против многочисленной татаро-монгольской рати. Пали последние защитники города, смолкли колокола, догорели последние бревна изб, и только величественные валы остались свидетелями исторической трагедии. Гибель города в ожесточенной схватке, трупы победителей и побежденных, возгласы ликования и крики отчаяния, смерть и разрушение — эти мысленно воссоздаваемые картины плохо вяжутся с очарованием окружающей нетронутой временем природы. Медленно, как зачарованный, подходишь к северной части Пирова городища. Откос вала сливается с крутизной берегового ската, сползающего в реку, за которой раскрываются богатырские просторы русской земли. Чувство умиротворения, душевного спокойствия охватывает, когда глядишь с высоты 20—26 метров в зеркало реки с отражением противоположного берега, тающего в синеватом мареве. Застывшие ажурные абрисы березок, внемлющих вечернему благовесту, и острые темные силуэты елей, как бы отдающих честь усопшим героям, усиливают ощущение тишины и покоя.
Сколько задушевных мыслей вызывает этот, сказалось бы столь простой, но такой родной пейзаж. Каким тонким пониманием прекрасного обладали каши предки, когда закладывали свои немудреные грады».
Именно Тиц обратил внимание широких масс соотечественников на то, что ещё с XIX столетия считалось, что средневековый русский город Ярополч Залесский находился на Ярополчьей горе, в черте нынешнего города Вязники. «Долгое время думали, что городок, названный Ярополчем в честь сына Владимира Мономаха — Ярополка (второго), был на горе, которая сохранила до наших дней название Ярополь», — писал Алексей Алексеевич.
Именно он впервые рассказал неспециалистам и о результатах начавшихся в Пировых Городищах в 1956 году археологических раскопок под руководством известного археолога Валентина Васильевича Седова — будущего профессора, доктора исторических наук и члена-корреспондента АН СССР. Эти раскопки потом продолжила его супруга — Мария Владимировна Седова, в будущем тоже профессор и доктор исторических наук.
Кстати, в том же 1969 году, 50 лет назад, когда была издана книга А. А. Тица, историк Владимир Андреевич Кучкин — ныне профессор, доктор исторических наук и руководитель Центра по истории Древней Руси Института российской истории РАН, выдвинул версию о том, что город Ярополч Залесский мог основать Ярополк III Ростиславич, великий князь Владимирский в 1174-1175 гг., захвативший Владимирский стол после убийства своего дяди, князя Андрея Юрьевича Боголюбского (Ярополк — сын рано умершего князя Ростислава Юрьевича, старшего сына Юрия Долгорукого).
Однако такая версия была критически воспринята большинством историков. Уж слишком мало правил Ярополк Ростиславич, и слишком непрочным оставалось его положение. Не до основания новых городов ему было. К примеру, как раз М. В. Седова в книге «Ярополч Залесский» высказалась относительно версии В. А. Кучкина так: «Трудно согласиться с мнением В. А. Кучкина, считающего, что возникновение Ярополча надо связывать с деятельностью князя Ярополка Ростиславича, правившего вместе с братом Мстиславом после гибели Андрея Боголюбского. Ярополк Ростиславич княжил во Владимире с осени 1174 до 15 июня 1175 г., всего около семи месяцев. Это было трудное, смутное время, и вряд ли могла возникнуть необходимость, да еще в зимний период, начинать закладку нового города. Археологический материал из раскопок Ярополча также противоречит отнесению его постройки к концу XII в.»
За прошедшие пять десятилетий книга А. А. Тица стала, можно сказать, классической, а вот ее «современница» — версия об основании Ярополча-Залесского великим князем Владимирским Ярополком III — оказалась окончательно сданной в архив. Сегодня ее никто всерьез не рассматривает.
Можно добавить, что Алексей Алексеевич Тиц зачастую именуют историком архитектуры и архитектором, нежели историком, упирая на то, что основной круг его научных исследований – общие вопросы истории архитектуры, история архитектурного чертежа. Скончался А.А. Тиц в 1988 году в Харькове, в 72-летнем возрасте. В здании по бывшему проспекту Ленина, 3/7 (ныне – угол проспектов Незалежности и Науки) была установлена мемориальная доска в честь ученого. Она находится там до сих пор.
Николай ФРОЛОВ.